"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2020
Конструирование как пространство реализации детского интереса
В этой статье мы предлагаем вам совершить ретроспективное путешествие в наш детский сад, в тот период его работы, когда коллектив изучал и делал первые пробы в формате часа увлечений. Путешествие это будет необычным и немного волшебным, но иначе и не расскажешь.
Итак, жили-были мальчишки и девчонки нашего детского сада. И ни для кого не секрет, что дети любят играть, играть и играть. Поэтому все занятия у нас проходят в игровой форме. Но всё чаще воспитатели слышат от детей: «Я хочу сейчас строить!», «А я – рисовать», «А я – гулять»… Вот эта потребность ребят – больше проявлять свои интересы – и подтолкнула нас на поиск других форматов.
На педагогическом совете мы с коллегами поделились друг с другом своими замыслами и определили такие направления часа увлечений, названного нами «Сами с усами»: театрализованное, экспериментальное, психологическое, кулинарное, творческое, физическое, конструкторско-строительное. Также мы определили принципы реализации формата:
- самостоятельность (выбирает сам ребёнок);
- взаимодействие (партнёрство между всеми участниками);
- учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей;
- ответственность (за выбор, действие, поступок);
- участие (каждый ребёнок может высказать своё мнение);
- равноправие (правила соблюдают и дети, и взрослые).
Однажды, на утреннем круге мы начали рассуждать с детьми, что же это такое «час увлечений». Знакомство наше началось со звонкого да весёлого колокольчика! Дети быстро догадались, что если шум поднять, то можно прослушать звон колокольчика и не попасть на выбранное занятие или вовремя не вернуться в группу. Нужно быть внимательным к знакам: выйдут ребята в коридоры и ищут знак на двери, что приглашает на занятие. Если на двери висит зелёная «Ч» – «Добро пожаловать!», а вот если эта буква налилась красным цветом – «Стоп! Дороги нет!» (значит, долго где-то ты бродил и опоздал). Вот так и стали ребята помладше да постарше правила соблюдать!
Обсуждали и решали в группе с детьми, кто и куда идёт заниматься. Ох, и не проста была эта задача! Ведь есть квота на группу, которая ограничивает количество мест на каждое направление. У нас она выражалась в количестве разноцветных прищепок в соответствии с числом мест во всех мастер-классах, которые прикрепляли ребятам и тем самым распределяли их. Слушали друг друга, спорили, обменивались квотами между собой, а, бывало, что и с детьми из других групп и по заветному звоночку расходились на запланированные «дела», а после – обратно в группу возвращались.
Дети перемещаются по всему зданию детского сада под опосредованным контролем взрослых, заходят в гости в кабинеты специалистов, другие группы, где им предлагают организованные игры, увлекательные занятия или мастер-классы. Дети самостоятельно выбирают деятельность (из предложенных), которой хотели бы заниматься, соблюдая определённые правила поведения.
В нашей группе было организовано конструкторско-строительное направление – станция, на которую могло прийти до 10 детей (по 2 человека из группы), а желающих было намного больше. И здесь на помощь приходили квоты. Час увлечений проходил в 2 этапа по 30 минут, поэтому дети могли меняться прищепками, а также своими впечатлениями и мнениями в перерыве.
Для первых «Сами с усами» были подобраны разные конструкторы. Крупный, состоящий из больших деталей «EDUSHAPE», был размещён на полу, его соседом стал конструктор, детали которого можно было соединить при помощи болтов и гаек и доработать при помощи колёс и крупных деталей для скрепления. На столах в коробках смирно ждали и приглашали к знакомству конструкторы: деревянный «Томик» со строительными деталями, фигурками разных животных (жирафа, слона и других) и деревьев, пластмассовый конструктор со схемами сбора построек и «механизмом». Детали можно сцеплять ещё и боковыми сторонами благодаря имеющимся полозьям. По соседству на столе притаился «LEGO DUPLO» (в этой серии конструктора есть фигурки животных, людей, а так же дополнительные предметы: морковка, цветы и так далее) и «LEGO» (множество мелких деталей, которые стимулируют конструкторский интерес детей).
Некоторые дети, приходя на станцию, договаривались заранее, что, как и с кем они будут строить, тогда как другие уже на месте выбирали материал, изучали, пробовали с ним «работать», а иногда и просто наблюдали.
У взрослых есть такое убеждение, что строить и конструировать интересно лишь мальчишкам. А вот и нет! Как показал наш час увлечений «Сами с усами», девочки тоже были заинтересованы этой станцией и регулярно её посещали. Наблюдая за детьми, отметим влияние возраста на сам процесс конструирования: более младшие дети старались побыстрее построить и начать уже играть, тогда как старшие стремились создавать сложные конструкции, внедряя механизмы, и большую часть времени отводили для конструирования и строительства, стремясь к усложнению.
Для детей формат «Сами с усами» оказался кладом, ведь здесь есть:
- свобода выбора («Иду туда, где могу заниматься, чем хочу»);
- играю, общаюсь, узнаю и учусь новому;
- поддерживаю, знакомлюсь и осваиваю новые правила;
- становлюсь самостоятельным.
Полюбился час увлечений и детям, и воспитателям, и родителям. Стали ребята звать гостей – детей из других групп и устраивать «Дни друзей», но это уже совсем другая история! О своём опыте дети рассказывают с огоньком в глазах, а родители спешат и торопятся в этот день не опоздать в детский сад, чтобы не пропустить такое интересное и увлекательное мероприятие.
Час увлечений – аналог клубного часа – одной из технологий эффективной социализации, разработанных Н. П. Гришаевой и широко известных в педагогическом сообществе. Наша команда познакомилась с этой технологией в июне 2019 года. Вдохновившись идеей, мы решили её адаптировать с учётом специфики нашего учреждения и педагогической деятельности. Так и родился этот вариант адаптации клубного часа – час увлечений «Сами с усами».
Алла Улусой, воспитатель,
АНО «Павловская гимназия»,
дер. Веледниково, Московская обл.
Рекомендуем почитать
- Выставка «Мир Детства. Дополнительное образование»
- Готовимся к школе!
- «Кубики Зайцева» для работы группе
- Комментарии