"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2015
Конкурс грамотеев
Цель: формирование интереса к русскому языку.
Задачи:
- развивать речь учащихся; обогащать словарный запас учащихся;
- развивать коммуникативные навыки.
Ход занятия
Логопед: С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Постепенно малыш начинает овладевать речью. А к семи годам, как подсчитали учёные, ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни. Сегодня мы не только поиграем в слова, но и прикоснёмся к красоте русского языка. (Показ слайдов. Дети читают высказывания о русском языке.)(Класс разделён на две команды. Заранее выбраны капитаны команд, придуманы названия и девиз. На груди участников эмблемы с названием команды: «Чуткое ухо», «Зоркий глаз». Команды представляют cебя и называют девизы.)
Логопед: Две команды будут соревноваться между собой, за правильный ответ команда будет получать жетон. В конце мы подсчитаем количество жетонов и узнаем, кто выйдет победителем.
Логопед: 1 конкурс «Исправь ошибки». Сценка-задание для первой команды. (Три подготовленных ученика читают стихотворение Ю. Тимянского «Рассказ школьного портфеля».) Подумайте, почему мальчик Петя обиделся на ребят? (Ответы детей.)
Логопед: Теперь сценка-задание для второй команды. (Инсценирование стихотворения Сергея Михалкова «Словечки-колечки».) Какое правило правописания не знал Ежи? В каких словах он допустил ошибки? Подберите к ним проверочные слова. Написание, какого слова нельзя проверить? Почему?
Учитель: Теперь конкурс «Загадки-добавлянки». (Задания даются каждой команде по очереди. Дети отвечают хором.)
Задания для команды 1:
Серый волк в густом лесу встретил рыжую____
Ходит по лесу хорёк, хищный маленький____
Вещунья белобока, а зовут её_____
Мёд в лесу медведь нашёл, мало мёда, много____
Задания для команды 2:
Поскорее наливай мне в стакан горячий____
Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший ____
Я собою очень горд, смог испечь громадный____
Вот лежит и бел и чист на столе бумажный____
Логопед: Конкурс «Загадки-шутки». (Задания даются каждой команде по очереди.) Назови имена девочек и мальчиков, которые услышишь в последнем слове вопроса.
Задания для команды 1
Кто принёс куклу из магазина?
Кто не пьёт кефира?
Кто подскажет, где растёт вкусная ежевика?
Задания для команды 2
Кто, заметив паука, спрятался под диван?
Кто ждёт подарки от деда Мороза?
Кто в зоопарке дразнит верблюда?
Учитель: Наши слова играют в прятки. Название, какого животного спряталось в слове?
(Задания даны на компьютерах в программе «Перволого», дети по очереди выходят и обводят слова стилусом, получают жетоны.)
Слова для 1 команды: баранка, Василиса, соленье.
Слова для 2 команды: скиталец, палисадник, заслонка.
Логопед: Теперь, пожалуйста, ответьте на вопросы. (Задания даны на компьютерах в программе «Перволого». Дети выбирают правильный ответ, из выбранных букв должно получиться слово «хорошо».)
1. Чей нос называется так же, как мелкая монетка?
(У) коровы; (Ф) медведя; (Х) свиньи.
2. Добавь в рассказ пропущенное слово.
У Лены есть_____. Он весело запрыгал, когда увидел, что Лена собирается гулять.
(М) мяч; (Н) кошка; (О) пёс.
3. Какого цвета аленький цветочек в одноименной сказке Аксакова?
(Р) красного; (С) жёлтого; (Т) голубого.
4. Что не может быть мягким, белым и тёплым?
(М) пластилин; (Н) одеяло; (О) молоко; (П) хлеб.
5. Вот предложение: «Саша и Коля подружились с Юрой, у которого папа фокусник». К какому слову в нём относится слово который?
(Ч) Саша; (Ш) Юра; (Щ) папа; (Ъ) фокусник.
6. Юля сказала трём своим подругам: «Приходите ко мне после двух часов дня». Маша пришла к Юле в половине второго, Даша – точно в два, а Саша – в десять минут третьего. Кто из них выполнил просьбу Юли?
(Н) Маша; (О) Саша; (П) Даша.
Логопед: Объявляем конкурс «Кто больше». Вам нужно составить как можно больше слов из слова «Грамматика». (Ответы: грамм, рама, мат, кит, мак, мрак, рак, гамма, тик, тир, грим, мир, мама, мим, гамак, марка, арка, март, ракита, миг, игра, икра, карма, маг, мрак, агат, ритм, аммиак, рамка, тигр, тик, мир.)
Учитель: Напишите за три минуты десять существительных, оканчивающихся на букву «ф». Имейте в виду, что слов с этой буквой в русском языке не так уж и много, так как появилась она в русском алфавите лишь при Петре Первом. (Примеры слов: шарф, миф, шеф, блеф, библиограф, риф, тиф, сейф, фотограф, жираф, географ, граф.)
Логопед: Конкурс «Добавь картинки» или «Фразеологический зверинец». Вам нужно добавить недостающее слово – название животного. (Задание дано на компьютерах с использованием программы «Перволого». Даны картинки: павлин, лев, уж, бык, лиса, волк, индюк, сорока, рыба, павлин.)
Голоден, как ___ Надут, как ___ Болтлив, как ___
Здоров, как___ Изворотлив, как____ Нем, как ___
Учитель: Посмотрите на доску! Это что за ералаш? Я приказываю вам всё расставить по местам. (Задание дано на компьютерах в программе «Перволого». Дети подбирают вторую часть предложения и составляют четверостишия.)
Злой кабан … (томился в клетке).
Пароход … (сидел на ветке).
Соловей … (точил клыки).
Дикообраз … (давал гудки).
Кошка … (физику учила).
Повар … (шил себе штаны).
Маша … (хвостик свой ловила).
Портной ... (жарить стал блины).
Кот… (накрыт к обеду был).
Чиж... (усами шевелил).
Рак … (летал под облаками).
Стол ... (гонялся за мышами).
Логопед: Скороговорки – это ради забавы придуманные фразы с труднопроизносимым подбором звуков, которые надо произнести быстро, но ясно и отчётливо, не запинаясь. Произнесите скороговорки, чётко выговаривая согласные звуки, ускоряя темп речи. (Скороговорки были даны детям на дом.)
Логопед: Будет краткой наша речь:
«Поздравляем грамотеев!
До счастливых новых встреч!
Книг прекрасных очень много,
Постарайтесь их прочесть!». (Подведение итогов, награждение призами участников игры.)
Ирина Кмита, учитель-логопед,
Лидия Коткова, учитель информатики
ГОУ ЦО №2006
Рекомендуем почитать
- Комментарии