"Игры и Игрушки" №2-2021
Художники в памперсах
На все эти вопросы готова ответить Мария Гмошинская. Являясь доктором медицинских наук, Мария Владимировна, неожиданно для себя, стала создателем необычной развивающей методики «Художники в памперсах», которая направлена на развитие детей, а вовсе не на обязательное стремление вырастить профессионального художника. Уроки рисования развивают зрительно-моторную координацию, представления об окружающем мире, формируют умения работать с цветом, формой, величиной и другими понятиями.
При проведении методики, главное - это правильная подготовка! Важным требованием для начала занятий является лишь это умение малыша самостоятельно сидеть. Первые уроки должны быть ненавязчивыми и кратковременными, скорее они должны проходить в виде увлекательной познавательной игры. Родитель должен выступать в роли помощника, и сам не обязан уметь рисовать.
Кроме покупки бумаги и пальчиковых красок важно подобрать место и удобную форму одежды для всех участников. Ребёнок обязательно испачкается сам и покрасит всё в своём окружении. Если малыш эмоционально не настроен, не хочет заниматься, можно отложить игру до следующего дня. Малыша ничего не должно отвлекать от рисования – не рекомендуется использовать клеёнку или скатерть с ярким орнаментом. Также не стоит использовать стульчик для кормления, так как ассоциативно ребёнок будет воспринимать занятие как приём пищи, а краски кушать нельзя!
Занятия целесообразно проводить в первой половине дня, когда эмоции и биологические ритмы детей настроены на получение новой информации. Первые месяцы лучше заниматься не более одного раза в неделю, использовать не более одного – двух цветов. Всегда нужно учитывать настроение маленького художника. Если малыш капризничает, его следует занять другим видом деятельности, чтобы он не испытывал дискомфорта и не был эмоционально перегружен.
Перед началом рисования малышу можно одеть фартук и заодно объяснить его функцию. Водой лучше не пользоваться, так как она моментально проливается от неловких движений маленьких ручек. Ребёнку даётся краска одного цвета (не красная) и простая инструкция: краску можно потрогать пальчиками, достать из баночки. Обязательно проговаривается цвет краски и то, что краску кушать нельзя, затем малыша следует попросить оставить след на бумаге. После проделанных действий ребёнка нужно обязательно похвалить! По завершении занятия художнику моют руки и убирают инвентарь в недоступное место.
Достаточно поиграть таким образом 3-4 раза и малыша можно посадить за отдельный стол, чтобы он чувствовал себя более самостоятельным, но взрослые всегда должны находиться рядом.
После года, ребёнка знакомят с кистью, можно предложить попробовать всевозможные штампики и валики для красок и в последующем – с мольбертом. В этом возрасте можно пробовать использовать воду, обязательно обращать внимание, что мокрая кисточка умеет делать след на бумаге.
После того, как малыш научится уверенно пользоваться красками и другими материалами для рисования, он сам будет просить родителей использовать этот вид совместной деятельности. Знакомить ребёнка с разнообразием цветов тоже нужно постепенно. Детям старше года обязательно следует показывать, как правильно держать кисть. Можно использовать разные кисти для разных цветов. Важно давать возможность самостоятельного выбора цвета рисунка. По мере усложнения тематики занятий, можно использовать тонированную бумагу и цветной картон.
Родителям не стоит рисовать рукой ребёнка, это развивает неуверенность в себе. Очень важен при общении визуальный контакт и спокойный уверенный тон. Чтобы показать пример, взрослый может рисовать на отдельном листе и комментировать свои действия. Также важно приучить малыша к дисциплине рисования: это подготовка, рисование, а в заключении – всегда уборка инвентаря, рабочего места и обязательное мытьё рук!
Ирина Цыганова, педагог-психолог выс. квал. категории
ГБОУ Школа № 2044 ДО № 4, г. Москва
- Комментарии