"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2022
Хороша игрушка расписная
Цель: формирование психологического благополучия детей на основе гендерного подхода и средствами сказочной этнодидактики.
Задачи:
- продолжать учить детей расписывать узором по дымковским мотивам объёмные игрушки, используя разные элементы дымковской росписи;
- развивать эстетическое восприятие, творческие способности детей;
- формировать интерес к народным промыслам, воспитывать любовь к народному творчеству;
- воспитывать чувства к Родине на основе культурного наследия России.
Материалы и оборудование: выставка дымковской игрушки; изображение не расписанной дымковской барышни на ватмане; кисти, краски, стаканчики с водой, тряпочки по количеству детей; гончарный круг; глина, тарелочки, стеки по количеству детей; костюм «Дымковская барышня»; кегли, лошадки, кольца; шапочка козла.
Ход деятельности
(Дети под русскую народную музыку входят в зал и становятся на полукруг.)Ведущий: Ребята к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся по-нашему, по-русски. (Дети встают и кланяются.)
Ведущий: Пришли они к нам не просто так, а со своим интересом. Прибыли из разных мест и хотят посмотреть, что в нашем саду умеют делать, что больше всего любят, что деткам нашим нравится, чем наш сад славится. Как вы думаете, сумеем мы наших гостей удивить? (Ответы детей.) Чем же нам их удивить? Спеть для них иль станцевать? Может сказку рассказать? Что будем делать? Давайте вместе подумаем. (Сценка «Чем удивить?».)
1 ребёнок: Можем мы им посчитать,
Раз, два, три, четыре, пять.
2 ребёнок: Нет, чтоб вызвать удивление,
Мы покажем представление.
3 ребёнок: Лучше песню им споём.
4 ребёнок: Мы вдвоём.
5 ребёнок: И я, втроём.
6 ребёнок: Это всё неинтересно, предлагаю с ними вместе
Побывать в стране далёкой,
Только, правда, неохота: собираться, одеваться,
В путь далёкий отправляться.
7 ребёнок: Можем для гостей сейчас
Мы устроить перепляс?
8 ребёнок: Нет, давайте посерьёзней.
Предлагаю рассказать,
Без чего ни дня не сможет
Человек существовать!
9 ребёнок: Мы расскажем про игрушку.
Ведь на самом деле с ней,
И девочкам, и мальчикам
Жить на свете веселей.
Ведущий: Ребята, а про какую же игрушку мы расскажем? Ведь на свете так много красивых, интересных игрушек. Земля наша русская славится умельцами. Может быть, вам запомнилась какая-нибудь игрушка особенно. Да вот, посмотрите, чем не чудо игрушка?
Ребенок: Весёлая красная глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыба,
Кто знает, про что это я? (Дымковская игрушка.)
Тётка: (Под музыку входит бабка в русском народном костюме.) Здравствуйте, люди добрые! Приехала я к вам из далёкого села Дымково. Привезла с собой игрушки вятские на все манеры. Да я смотрю и у вас тут свои барышни есть и свои кавалеры! У барышень алые щёчки и губки, и кавалеры у них хороши не на шутку. Предлагаю вам совершить путешествие на Родину мою.
Тётка: Вот, ребята, слобода.
Ели спят у большака
В инее седом.
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок.
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымковским назвали.
Сегодня игрушек сверкающий ряд
Выходит на свет показать свой наряд.
Жительница: Ребята, а какие ваши любимые игрушки? (Ответы детей.) А моё село знаменито дымковской игрушкой.
Жительница: Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвету дымково, что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Ей рады я и вы. (Дети рассказывают стихи о Дымковской игрушке: о «Водоноске», об «Индюке», о «Козлике» – русская народная игра «Шёл козёл дорогою»; о «Барышне» – русская народная плясовая «Барыня», о «Коне» – эстафета «Скачки на лошадках».)
Жительница: А вы знаете, из чего делали игрушки? (Ответы детей.)
Жительница: В селе мастера бывалые были, они-то игрушку из глины лепили. (Под музыку входит гончар.)
Гончар: Слышу, про меня разговоры ведёте, а что же меня самого не зовёте? Здравствуйте, люди добрые. Зовут меня Иван-мастак. Прозвали меня так, не просто так. Могу я из глины что хочешь слепить. Могу мастерством всех удивить своим. Открою секрет вам, друзья, не стерплю. Без дела я долго сидеть не люблю. (Лепит игрушку.)
Жительница: Что ж признаюсь, удивил,
Много сил Иван вложил,
И уменья, и сноровки.
Иван: Да, нужны здесь тренировки,
А для вас мои друзья,
Предложенье у меня,
Заходите ко мне в мастерскую,
Научу я вас из глины лепить.
Не пугайтесь, во всём помогу я,
Не в первой мне детишек учить. (Уводит мальчиков. Проводит мастер-класс по лепке дымковской игрушки.)
Жительница: Вот остались мы одни, что же делать будем мы. Есть предложение у меня, послушайте меня друзья.
Жительница: В слободе на Вятке,
Прямо у колодца,
Дымковская барышня
Плачет и смеётся –
Все мои подружки,
Сестрёнки и братья
К празднику одели
Дымковские платья,
Только мне бедняжке
Очень уж обидно,
Не хватило ткани
Для меня, как видно.
Жительница: Девчата, давайте поможем дымковской барышне. У меня есть кисти и краски, давайте украсим её наряд. (Входят мальчики, которые приносят на маленьких подносах игрушки.)
Гончар: Наши игрушки знатные,
Складные да ладные.
Они повсюду славятся,
Они и вам понравятся.
Жительница: Ребята, сколько сил, терпения, труда вы вложили, чтобы получилась такая красота. А главное то, что вы вложили в свою работу душу. А когда вкладываешь в работу душу, происходят чудеса. А вы верите в чудеса? Ой, смотрите-ка, а вон игрушка одна, как живая стоит, будто что-то говорит. Вот так чудо произошло! (Под музыку входит барышня-игрушка.)
Игрушка: Я барышня молодая,
Мастерица удалая,
Ожила не просто так,
Здесь заслуга всех ребят.
Жительница: Дорогие гости, примите на память о нашем семинаре небольшие сувениры.
Ведущая: И для вас, ребята, есть гостинцы, но об этом в группе. Давайте попрощаемся с нашими гостями. (Вручает детям угощенья. Гостям – подарки.)
Светлана Майкова, ст. воспитатель,
Марина Пильник, муз. руководитель,
ГБОУ «Школа № 158», г. Москва
- Комментарии