"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2019
Как развить любознательность у ребёнка?
Сегодня мы хотели бы остановиться на очень актуальной теме – это «Как развить любознательность у ребёнка». Сейчас обучение и детский интерес всё реже идут вместе. Чаще психологи, учителя и родители говорят о школьной скуке, снижении уровня любознательности у детей. Чтобы в начале учебного года, родители были готовы помочь детям справиться с трудностями в вопросах познавательного развития, эффективным будет общение с родителями обучающихся по проблеме развития детской любознательности. Необходимо также разработать рекомендации по развитию и воспитанию любознательного ребёнка.
Давайте попробуем ответить на вопрос: способен ли ребёнок учиться с интересом? Здесь надо понимать важную деталь: каким образом взрослые, в первую очередь родители, участвуют в обучении и развитии ребёнка. Ведь скука, с психологической точки зрения, – это реакция на чужие цели. Это эмоция, которая возникает, когда ребёнок не может найти никакой собственный смысл и цель в том, чем он занимается. Откуда берётся скука в обучении? У каждого ребёнка, которому скучно учиться, есть для этого значимые причины. Приведём самые распространённые из них, связанные с действиями родителей.
Неправильная вовлечённость взрослого: родители учатся в школе вместе со своим ребёнком; делают уроки вместе или за ребёнка; оценки и домашние задания ребёнка родитель знает лучше, чем ученик; родитель усаживает ребёнка за домашнюю работу, проверяет, подгоняет.
Ребёнок сопротивляется: пассивный протест – прямо ребёнок не отказывается, но создаёт видимость деятельности; откладывает занятия, забывает, что нужно делать, действует очень медленно; начинает дело и тут же находит поводы отвлечься; когда берётся за дело, возникает плохое самочувствие.
Обучение приравнивается к оценке: очень вредная семейная привычка обесценивать детский интерес и старания; прямая критика: ошибки, криво, медленно; учёба сводится к оценкам; чтение – к обязанности; творчество – к результату; реакции взрослого, когда интерес и деятельность ребёнка оцениваются в сравнении с неким идеалом (идеально выполненным заданием другим ребёнком).
Неправильно организованная среда: в неправильной среде ребёнок теряет любознательность, потому что не тренирует её; у него узкий круг интересов, стремление к пассивным удовольствиям (мультфильмы, гаджеты, еда, компьютер); окружающая среда не соответствует возрасту и потребностям ребёнка; условия не обеспечивают полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития ребёнка.
Анализируя самые распространённые причины «школьной скуки», связанные с действиями родителей, определим 4 основные причины, по которым ребёнок теряет любознательность и которые необходимо знать и понимать и педагогам и родителям:
- Однообразие и бедность материалов: отсутствие книг, развивающих игр, игрушек по интересам и по возрасту или их слишком много.
- Монотонность, отсутствие событий и впечатлений: все дни одинаковые, ничего не происходит, ничего нельзя.
- Требование чрезмерного порядка: постоянно действовать в тишине, не разбрасывать ничего, не мешать.
- Чрезмерная увлечённость родителей развивать малышей: дети, которым постоянно предлагают только «полезные» игры и занятия, и дети, посещающие большое количество дополнительных занятий, часто не имеют собственных интересов.
Как обустроить быт ребёнка?
Предоставьте ребёнку комнату или часть комнаты исключительно для занятий. Разрешите ему беспорядок в комнате, если это связано с творческим занятием и работа ещё не закончена. Поставьте стенд, на котором ребёнок сможет демонстрировать свои работы. Берите ребёнка в поездки по интересным местам. Снабжайте его материалами для любимых занятий. Позволяйте ребёнку принимать участие в планировании семейных дел, путешествий.Как говорить с ребёнком?
Отвечайте на все вопросы ребёнка, насколько возможно терпеливо и честно. Прекратите сравнивать его другими детьми. Находите время, чтобы побыть с ребёнком наедине. Учите его свободно общаться со взрослыми.Как поощрять развитие и движение вперёд?
Показывайте ребёнку, что любите его таким, какой он есть, а не за его достижения. Помогайте строить планы и принимать решения. Приучайте его мыслить самостоятельно. Регулярно читайте ребёнку. Побуждайте фантазировать. Помогите понять ошибки, а не упрекайте за них. Транслируйте позицию: это твоя задача и твои результаты.Всем нам известно, что образовательный процесс в школе направлен на развитие познавательных способностей у обучающихся и на их реализацию. Поэтому, необходимо так организовать взаимодействие с ребёнком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. А главное, в этом процессе обязательно
участие родителей.
Мария Сухаревская, Елена Обернихина,
педагоги-психологи МБОУ ГШИ №2,
г. Ногинск, Московская область
- Комментарии