«Игры и Игрушки. Гид» №2-2021
Как прекрасен этот мир…
Мир лицензирования притягателен, он открывает возможности развития компании с использованием больших ресурсов известного бренда. Но очень часто лицензиаты-новички сталкиваются с проблемами из-за непонимания процесса работы. Давайте его разберем подробно
Всё начинается с желания инвестировать в покупку лицензии: лицензиату нужно будет определиться с выбором бренда, тогда он будет обращать внимание на факт регистрации товарного знака в России (подтверждает права лицензиара распоряжаться брендом), узнаваемость, наличие контента на ведущих телеканалах, если речь идет об анимации, количество последователей в социальных сетях и т.д.
Предположим, бренд вы выбрали. Дальше наступает этап переговоров об условиях контракта. Стандартные моменты для обсуждения – срок (как правило, два года), территория, разрешенные языки, передаваемые товарные знаки или объекты, защищенные авторским правом. Самые главные баталии развернутся при обсуждении финансовых условий. Ключевых показателя три: ставка роялти, минимальная гарантия, аванс.
Под ставкой роялти понимается процент, который лицензиат соглашается уплатить от продаж – оптовых, розничных или FOB. Стандартные ставки роялти для оптовых продаж – 8-12% для промышленных товаров, 3-6% для продуктов питания. Ставки FOB обычно выше – 15-20%. Минимальная гарантия – это сумма, которую лицензиат обязуется уплатить за пользование брендом за весь период владения лицензией. Она рассчитывается на основании прогноза на аналогичные продукты. Выбор базы для прогноза также является предметом торга. Правообладатель может потребовать часть или всю минимальную гарантию уплатить авансом. Структура авансовых платежей также является предметом торга.
Когда все условия обговорены, они заносятся в преддоговорной документ – меморандум о сделке (Deal Memo). У него нет юридической силы, он больше нужен для того, чтобы закрепить договоренности. Затем наступает время лицензионного соглашения – подробного документа, в котором описываются все условия будущего сотрудничества. И здесь есть две крайности. Первая – пустить все на самотёк и внимательно не вчитываться в документ. Вторая – придираться к каждому пункту, особенно в случае договора с иностранным правообладателем. Крупный правообладатель обычно неохотно идет на внесение изменений в шаблон соглашения, поэтому важно понимать, какие положения необходимо изменить обязательно.
Кстати, важно помнить, что если по договору передаются права на товарные знаки, зарегистрированные в России, то такой документ подлежит регистрации в Роспатенте, а стоимость такой регистрации ложится обычно на лицензиата. Именно поэтому часто российские правообладатели передают права на объекты, защищенные авторским правом – такое соглашение не нужно регистрировать дополнительно.
Наконец, соглашение подписано, зарегистрировано, аванс уплачен. Правообладатель может потребовать дополнительно предоставить бизнес-план по созданию и продвижению продукта. Пусть это не будет для вас сюрпризом – такое требование обычно прописано в договоре. Дальше правообладатель передает графические ресурсы – они могут быть на физическом носителе или залиты в систему управления ресурсами. Всё, что вы создадите в рамках контракта, нужно будет показать правообладателю. Именно у лицензиара есть право последнего решения – утверждать то, что вы придумали, или нет. Кроме утверждения концепта нужно будет показать правообладателю финальный дизайн, предпроизводственный образец (если ваш технологический процесс не подразумевает промежуточного контроля изделий, как бывает в многих отраслях, то этот момент нужно обговорить еще на этапе согласования договора) и образец из финальной партии. Будьте готовы, что все нужно будет переслать правообладателю за свой счет. В условиях пандемии лицензиары часто идут навстречу и утверждают образцы по видео.
Важно помнить, что без получения финального утверждения лицензиат не имеет права начать торговлю лицензионными продуктами. Когда получены все разрешения, можно начинать продажи. Стоит ли овчинка выделки? Опыт международного и российского лицензирования показывает – стоит. И все не так страшно – пробуйте!
Рекомендуем почитать
- Деньги не главное в жизни, главное – чтобы они не кончались!
- Сотрудничество с нами – гарантированный успех Вашего бизнеса!
- Cry Babies Magic Tears
- Комментарии