"Игры и Игрушки" №4-2021
Как помочь ребёнку запустить речь
Каждый современный родитель, имея доступ к Интернет-ресурсам, получает множество информации, но из-за её обилия не всегда знает, что и как правильно делать, с чего начать. Итак, резюмируем!
Убираем соску. Соска мешает развитию речи. Бывает сложно расстаться с этим предметом даже уже в возрасте 2-х лет. Поэтому нужно обыграть ситуацию, отвлечь малыша, а взамен соски начать читать сказки, стихи, любые книжки с картинками, или выбрать другое занятие, которое подойдёт вашему ребёнку.
Как можно больше разговаривать с малышом, начиная с его рождения. Озвучивать все свои и его действия. Да, поначалу это будет выглядеть скорее как разговор с самим собой, но этим вы поможете ребёнку в понимании всех производимых действий. Например: « Мама с Ванечкой сейчас пойдёт гулять. Какие носочки мы выберем? Голубые. На них нарисована машинка. А сейчас мы возьмём из шкафа ботинки и наденем их на ножки». Мозг ребёнка всё впитывает, как губка. Говорите обо всём происходящем или обо всём, что видите вокруг.
Читать потешки и делать пальчиковую гимнастику одновременно. Это и весело, и развивает мозг малыша. Во-первых, это действия, которые ребёнок учится сопоставлять с речью. Во-вторых, пальчиковые игры развивают разделы мозга, отвечающие за речь. В-третьих, время, проведённое вместе с ребёнком особенно ценно.
Артикуляционная гимнастика для языка, губ и щёк, которые участвуют в координации нашей речи. Если есть какие-то проблемы, например, в виде вялости языка или тонуса, то это будет мешать развитию речи. Занятия будут способствовать укреплению всех мышц, в том числе влиять на речь. Даже дикторы на телевидении перед эфиром делают разминку в виде артикуляционной гимнастики. Посмотреть, как её выполнять можно в Интернете. Ещё есть карточки с артикуляционной гимнастикой, дети их очень любят. Показали карточку с лошадкой и изобразили, как цокает лошадь. Если на карточке изображён заборчик, значит нужно растянуть губы в улыбке и показать свои зубки (заборчик). Если нарисованы качели, покажите, как язычок катается на качелях вверх и вниз.
Развивать мелкую моторику. Многие боятся, что ребёнок проглотит бусину, или засунет в нос какую-то мелкую деталь от конструктора, и ограждают от подобных игр. Но, не обязательно покупать очень мелкие детали, сейчас в продаже огромное количество игр для детей от года или двух лет, детали которых имеют большой размер. Играйте, стройте, фантазируйте вместе. А во время игры обязательно озвучивайте каждое действие (всегда вспоминайте об этом важном условии для развития речи малыша).
Развивать правильное речевое дыхание. Всё элементарно и просто, а вариантов игр предостаточно. Надуваем щёки, хлопаем ладошками и щёки сдуваются. Весёлая старая игра, а если её объединить с потешкой или стихами, будет веселей и полезней вдвойне. Дуем на одуванчики летом, а в холодное время года наливаем в стакан воды, достаём соломинку и делаем пузыри, выдыхая воздух в трубочку. Задуваем свечки на тортике. Дуем на бумажки, ватки, салфетки наперегонки. Победителем будет тот игрок, у кого дальше улетит или попадёт в «ворота». Пойте песенки, пародируйте звуки, которые издают те или иные животные, предметы.
Не потакать ребёнку, когда он не хочет озвучить что-либо. Родители обычно понимают своё чадо с полуслова, бегут, кидаются что-то делать за него, не дожидаясь, когда он объяснит, что хочет. Он привыкает к такого рода «общению» и в дальнейшем будет лениться произносить слова и фразы.
Помогите вашему ребёнку, и результаты усилий будут видны по мере его взросления и становления. Есть случаи, в которых родители бессильны, но, как правило, специалисты эти случаи отмечают, сообщают родителям, и идёт совместная работа над речью с помощью невролога, дефектолога, логопеда. Но дома всё равно необходимо продолжать работу над речью, играть с ребёнком, общаться, читать ему книжки перед сном. И тогда, у вас всё получится!
Марина Палочкина, учитель-логопед
ГБОУ, Школа №460, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии