"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2021
Как определить возраст деревьев
Цель: развитие познавательно-исследовательских навыков старших дошкольников.
Образовательные задачи: формировать у детей представления о необходимости определения возраста деревьев и ознакомления со способами его определения.
Развивающие задачи: развивать исследовательские умения детей, способствовать развитию умения наблюдать, анализировать, строить суждения, обобщать, делать выводы, способствовать развитию мыслительной активности детей.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, формировать бережное отношение к природе, стремление беречь живое.
Словарная работа: мутовка, годичные кольца, калькулятор.
Предварительная работа: исследовательские экспедиции по территории детского сада; накопление информации в папках «Маленький исследователь»; просмотр учебных презентаций о деревьях; беседа на тему «Для чего и кому нужно знать о возрасте деревьев».
Материалы и оборудование: хардпостер с фотографиями деревьев различного возраста и состояния, стрелки-указатели «Это важно!», «Это интересно!», «Сюда!» – 4шт.; карта «Деревья нашего детского сада», измерительная лента, цветной мелок, лупы, бинокли детские –3шт., калькулятор, телефон, бумага, карандаши, спил ствола дерева, блокноты для записей или зарисовок, саженец липы.
Ход деятельности
(Прогулка начинается с промоушн-презентации. Перед выходом детей на прогулку педагоги размещают на веранде прогулочного участка хардпостер, выполненный из больших коробок жёлтого цвета, с размещёнными на них изображениями деревьев. На одной стороне хардпостера деревья красивые, яркие, цветущие, молодые, на другой – изображения деревьев больных, старых, слабых, с дуплами и с потрескавшейся корой. Звучит аудиозапись мелодии, побуждающей к действию. Выйдя с детьми из здания детского сада, воспитатель обращает внимание на призывную музыку, доносящуюся со стороны прогулочной веранды, и стрелки – указатели маршрута от входной двери до веранды прогулочного участка.)Воспитатель: Ребята, какая необычная музыка звучит! Как будто зовёт нас, я бы даже сказала – призывает к действию! Наверное, нам стоит пойти туда, куда указывают эти стрелки. Кстати, а что на них написано? (Дети читают по мере продвижения по маршруту: «Это важно!», «Это интересно!», «Сюда!». Постепенно подходят к прогулочной веранде, на которой установлен хардпостер.)
Воспитатель: Внимание! Внимание!
Прошу вас, посмотрите!
Здесь – радость! (Показывает на фото красивых, здоровых, молодых деревьев.)
Здесь – сочувствие! (Показывает на фото больных, повреждённых деревьев.)
Здесь – жалость проявите! (Показывает на фото очень старых деревьев.)
Воспитатель: Ребята, вижу, что вы не остались равнодушными к этой фотовыставке. Скажите, а что больше всего вас взволновало, когда вы рассматривали эти фотографии?
Дети: Старые деревья, их жалко. Некоторые их них похожи на старых людей, такие же сгорбленные; а потрескавшаяся кора на стволах похожа на глубокие морщины.
Воспитатель: Деревья тоже стареют, болеют. Проживают свою жизнь, возможно тяжёлую. Как правильно вы заметили, изменяется кора, она становится толще и грубее, а ещё трескается, меняется крона, становится более раскидистой, образуются дупла, повреждения.
Воспитатель: Ребята, есть ли такие старые деревья у нас на территории детского сада?
Дети: Многие тополя, сосна, ели.
Воспитатель: А на нашем участке?
Дети: Два тополя и берёза.
Воспитатель: Когда я пришла работать в этот детский сад, а это было 33 года назад, на этом участке уже росли эти тополя и берёза, и были они совсем небольшими. Я думаю, что им 35-36 лет, но достоверной информации нет. Нет документов и фотографий, и подтвердить мои предположения никто не может. А как же узнать, правильно ли я предположила возраст деревьев или нет?
Дети: Можно узнать по веткам, то есть по ярусам.
Воспитатель: Вернее по мутовкам. Да, но так можно посчитать возраст только хвойных деревьев. А мы говорим о каких деревьях?
Дети: О лиственных.
Воспитатель: Ребята, давайте подойдём к берёзе. А пока будем идти, предлагаю подумать и высказать свои предположения о том, как же нам посчитать её возраст?
Дети: По коре, у старых деревьев она толстая, плотная, с извилистыми трещинами. А у молодых она нежная, тонкая. А ещё можно по кольцам.
Воспитатель: Правильно, мы можем определить по кольцам на спиле. (Показывает заготовку спила ствола.) Число колец соответствует числу прожитых деревом лет. Чтобы узнать возраст берёзы по этому способу, нам бы пришлось спилить берёзу. Разве мы станем таким образом считать возраст берёзы?
Дети: Нет. Это жестокий способ.
Педагог-эколог: Есть ещё несколько способов определения возраста деревьев, и с одним из них я вас познакомлю. Для этого вам понадобятся три инструмента: измерительная лента, цветной мелок и калькулятор. Есть такие инструменты в вашем рюкзаке?
Дети: Да, есть. (Достают из рюкзака измерительную ленту, цветной мелок, калькулятор.)
Педагог-эколог: Итак, нужно подойти к дереву у самого подножия, прижать один конец ленты и натянуть, отмерить 1,5 м, сделать метку мелком. Затем по этой метке измеряем обхват ствола – 90 см. Теперь, чтобы не забыть это число, запишем или наберём его на калькуляторе. А затем размер обхвата 90 см нужно разделить на 2,5. Учёные считают, что дерево прирастает в толщине на 2,5 см в год. Получилось число 36. Это примерный или ориентировочный возраст.
Воспитатель: Ребята, получается, что наши деревья уже взрослые, и городские условия тоже на них влияют пагубно. Как вы думаете, что с ними может произойти в будущем?
Дети: Они могут заболеть, состариться, погибнуть.
Воспитатель: А если не станет деревьев на участке, что будет?
Дети: Не будет тени на участке, будет жарко и пыльно, будет дуть ветер, птичкам некуда будет садиться.
Воспитатель: Что нам нужно сделать сейчас, чтобы не дожидаться такой ситуации?
Дети: Посадить новые, молодые деревья. (Дети вместе со взрослыми сажают саженец.)
Воспитатель: Давайте подведём итог нашей исследовательской деятельности. Что вы сегодня узнали?
Дети: Возраст деревьев можно определить по записям, фотографиям, сообщению свидетеля, по мутовкам, годичным кольцам, по измерению. Возраст деревьев нам нужно знать для того, чтобы вовремя заменять больные и состарившиеся деревья на молодые. А чтобы деревья жили дольше, надо ухаживать за ними и беречь.
Наталья Ряскова,
воспитатель МОУ
ЦРР № 11, г. Волгоград
- Комментарии