"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2014
Как оказать первую помощь
Когда ребёнок получает на улице травму, он и его друзья обычно пугаются и теряются: что же делать дальше? Однако до прибытия родителей или врача, дети способны оказать первую помощь себе и своим друзьям. Нужно только их этому научить
Задачи:
- Учить детей оказывать первую помощь при различных травмах.
- Развивать память, мышление, сообразительность.
- Воспитывать самостоятельность, отзывчивость, послушание.
Оборудование и материалы: схемы оказания первой помощи, аптечка, бинт, лейкопластырь, зелёнка, вата и некоторые предметы, не являющиеся содержимым аптечек; по количеству детей: куклы, пузырьки с водой с надписями «Йод» и «Зелёнка», медные монетки, чистые носовые платочки, бинты, лейкопластырь, вата, грелки со льдом; таблички с надписями «Порезала руку», «Под глазом синяк», «На ноге ссадина», «Отморозила щёку», «Синяк на лбу», «Носовое кровотечение»; карточки с изображением предметов для игры «Обведи картинки»: кубик, снежинка, сосулька, ложка, монетка, мыло; наборное полотно.
Ход занятия
Воспитатель. Дети, вы любите гулять на улице? Чем она вас привлекает? (Ответы детей.) Да, улица — это яркий мир, насыщенный интересными событиями. Но здесь можно попасть в опасные ситуации, которые иногда заканчиваются травмами. А какие травмы бывают? (Ушибы, синяки, порезы, обморожения, ожоги.) И мы с вами должны знать приёмы оказания первой помощи. Конечно, лечением должен заниматься врач. Но если рядом нет ни врача, ни взрослого, то простую первую помощь вы можете оказать себе и своим друзьям сами. На столе вы видите аптечку и различные предметы. Подберите и сложите в неё всё, что потребуется для оказания первой помощи. (Дети выполняют задание.) Молодцы! Что вы положили в аптечку? (Бинт, вату, лейкопластырь, зелёнку, йод, таблетки, градусник, ватные палочки.)Воспитатель. Сегодня мы пригласили на занятие старшую медсестру детского сада Любовь Ивановну. Она познакомит нас с правилами оказания первой помощи при различных травмах.
Ст. медсестра. Ребята, самые распространённые травмы — это синяки и ушибы. Лечатся они очень просто: нужно положить на ушибленное место что-нибудь холодное. А что именно — вы сейчас мне скажете сами. Обведите на картинках те предметы, которые нам помогут при ушибах и синяках. (Снег, сосулька, ложка, монетка.)
Воспитатель. Дети, а почему вы обвели эти предметы? (Они холодные.) Правильно!
Ст. медсестра. Ещё можно приложить грелку со льдом, смоченную холодной водой повязку, подставить ушибленное место под струю холодной воды.
Воспитатель. Дети, а как вы думаете, что нужно сделать прежде всего? (Сказать родителям.) Давайте этот приём оказания первой помощи обозначим символами. (Лицо с синяком под глазом, ребёнок и взрослый стоят лицом друг к другу, из крана с синим вентилем течёт вода, снежинка.) Так что нужно сделать, если кто-то получил ушиб или набил синяк? (Сказать родителям, приложить на это место что-то холодное.)
Ст. медсестра. У каждого из вас наверняка бывают ссадины, когда вы падаете. Какую помощь можно оказать в этом случае? (Ответы детей.) Сначала ссадины нужно промыть холодной водой, желательно кипячёной, а затем кожу вокруг ранки смазать йодом или зелёнкой. Вот так. (Показывает.) Эти жидкости убивают микробов, которые могут попасть в организм через ранку. Если ранка глубокая или на коже порез, нужно перевязать ранку чистым бинтом, или приклеить кусок бинта пластырем, или заклеить бактерицидным пластырем. Но что нужно сделать в самом начале? (Сказать родителям.) (Дети обозначают этот приём оказания первой помощи символами.)
Воспитатель. Дети, а как нужно себя вести, чтобы у вас не было ранок и порезов? (Не брать в руки острые предметы, осторожно кататься на велосипеде, смотреть под ноги при ходьбе и беге, играть во дворе в специально отведённых местах.)
Ст. медсестра. Ещё один вид травм — это ожог. Как нужно вести себя на улице, чтобы не получить ожога? (Не брать спички, не подходить к костру, к горячей воде, летом не загорать долго на солнце.) Правильно! Как вы думаете, какую помощь можно оказать при ожоге? (Вначале сказать родителям.) А ещё нужно подставить обожжённое место под струю холодной воды и держать, пока не утихнет боль. А если нет воды — завязать чистым платком и показаться врачу. (Дети подбирают символы к этой ситуации.)
Воспитатель. Дети, если вы гуляете зимой в морозную погоду, что может случиться? (Обморожение.)
Ст. медсестра. (Выставляет символы.) Если вы немного обморозили какую-то часть тела, осторожно разотрите обмороженное место рукой, чистым платком, пока не порозовеет. Растирать снегом или варежкой нельзя — можно поцарапать тело и занести инфекцию. Затем нужно вернуться домой в тёплое помещение, там подставить обмороженное место под холодную струю воды, не греть его под струёй горячей воды, у батареи или огня.
Воспитатель. Давайте повторим эти правила по схеме. (Повторяют.) А как нужно вести себя на улице, чтобы не получить обморожения? (В сильный мороз не гулять, если холодно, гулять недолго, не брать в руки лёд, снег, сосульки, тепло одеваться.)
Ст. медсестра. Ребята, я вам ещё расскажу об одном приёме оказания первой помощи при носовом кровотечении. (Показывает на ребёнке.) Нужно посадить пострадавшего на стул, опустить его подбородок, приложить холод к носу, держать у носа платок.
Воспитатель. Давайте разложим карточки по порядку. (Дети выполняют задание.) Я думаю, что вы всё поняли и запомнили и при необходимости окажете первую помощь тому, кто нуждается в ней. Спасибо большое, Любовь Ивановна, вы нас многому научили. (Медсестра уходит.)
Воспитатель. Все названные правила — это только первая помощь, но если травма серьёзная, что нужно сделать? (Вызвать врача.) По какому номеру? (По номеру 03.) Как правильно это сделать? (Назвать свою фамилию, имя; сказать, что случилось; назвать домашний адрес.) А сейчас мы посмотрим, насколько правильно вы сможете оказать помощь своим друзьям. Я зачитаю предложения. Если речь будет идти о правильных действиях, делайте шаг вперёд, о неправильных — два шага назад.
- Серёжа отморозил на улице щёки и начал растирать их снегом. (Два шага назад.) А как правильно? (Растирать рукой или чистым платочком.)
- Оля поцарапала об ветку шиповника руку и сразу же сказала об этом маме. (Шаг вперёд.)
- Витя упал, ударился носом, потекла кровь, он сел на скамейку, закинул голову назад. (Два шага назад.) А правильно? (Опустить подбородок вниз, приложить холод, держать платок под носом.)
- Маша обожгла руку, побежала домой, помазала ранку одеколоном. (Два шага назад.) А правильно? (Подставить под струю холодной воды, приложить чистый платок.)
Рита в классики играла
И нечаянно упала и колено ободрала.
Вокруг зелёнкой примочила.
Вот как это дело было. (Шаг вперёд.)
На дворе большой мороз,
Отморозил Вова нос.
Он его потёр рукой,
Побежал скорей домой. (Шаг вперёд.)
Я поранился в лесу.
Чистенький платок беру
Подорожник нахожу,
Быстро к ране приложу. (Шаг вперёд.)
Воспитатель. А сейчас мы с вами будем оказывать первую помощь нашим куклам.
Наталья Кондакова, старший воспитатель МАДОУ
«Детский сад комбинированного вида №1,
г. Шебекино, Белгородская область
- Комментарии