"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2020
Использование трансформируемой мебели в ДОО
Положительным фактом стоит считать то обстоятельство, что набор мебели в наше дошкольное учреждение происходил на этапе формирования групп. Все предметы интерьера были тщательно подобраны в рамках планирования будущей деятельности дошкольной организации. Был продуман дизайн и функционал всех стеллажей и шкафов, распланировано многофункциональное использование каждого из предметов.
Сформированная в рамках дошкольного учреждения предметно-развивающая среда положительно влияет на детей, занимающихся в группах. Время нахождения в детском саду – важный этап в жизни любого дошкольника. Именно в этот период формируются как потребности эмоционального характера, так и запросы физиологического плана. Поэтому так важно ответственно подойти к выбору мебели, которая бы входила в предметно-ориентированную среду.
Создание окружения, которое бы способствовало развитию ребёнка – главная цель дошкольного учреждения. Личностно-ориентированная модель взаимодействия с ребёнком предполагает, что её формирование должно основываться на базовых принципах. Их рассмотрение позволит подробно представить положительный эффект от использования многофункциональной мебели в дошкольном учреждении.
1. Принцип дистанции. Главное условие работы с мебелью, с которого начинается процесс освоения дошкольником окружающего пространства – это условие контакта с окружающей средой. Мебель должна всем своим видом приглашать к взаимодействию, предполагать несколько сценариев использования и быть «увлекающей».
2. Принцип активности. Привлечь дошкольника обратить внимание на какой-либо предмет, предложить ему взаимодействие с ним – главная задача воспитателя. В этом помогает трансформируемая мебель, где организована система хранения в виде стеллажей и контейнеров. Такое плотное взаимодействие приводит к заинтересованности ребёнка: он начинает обследовать все системы хранения, взаимодействует с выдвижными ящиками, стеллаж для него становится элементом, который помогает в игре.
3. Принцип стабильной динамики в среде. В определённый момент дошкольник может утратить интерес к проведению игр. Когда игровая зона за несколько месяцев обследована вдоль и поперёк – не впасть в скуку будет очень сложно. Широкий спектр взаимодействия с трансформируемой мебелью позволяет с помощью набора стеллажей организовать не только систему хранения, но и постоянно придумывать воспитателям новые формы вовлечения дошкольников в процесс обучения.
4. Принцип комплексного и гибкого зонирования помещений. Под этим подразумевается, что в каждой из зон будет действовать определённый ряд правил поведения. Приучить воспитанников младшего дошкольного возраста к следованию им – значит привить навыки, которые пригодятся в будущем социальном взаимодействии. С помощью многофункциональной мебели наши воспитатели создают неограниченное зонирование в рамках одного помещения.
5. Принцип эмоциогенности среды, создания индивидуального комфорта и эмоционального благополучия дошкольника. Младшая возрастная группа – коллектив с ещё не сформированными ценностями, убеждениями и личностными принципами. Зачастую воспитатели, стремясь одновременно охватить всю группу для вовлечения её, например, в игру, заставляют ребёнка отвлекаться от приятных ему занятий и переходить в более агрессивную среду. Трансформируемая мебель даёт возможность с помощью нескольких стеллажей и контейнеров для игрушек создавать условия для индивидуальной работы множества воспитанников. Например, базовый набор игрушек для младшей дошкольной группы с лёгкостью умещается в одном из контейнеров.
Наличие же нескольких таких контейнеров – залог того, что воспитатель не будет воздействовать на психику ребёнка, если тот не желает принимать участие в общей игре. Выбрав индивидуальный набор для каждого из таких дошкольников, воспитатель может одновременно и контролировать их деятельность, и давать свободу для творчества.
6. Принцип сочетания привычек, сформированных в рамках разделения воспитанников на группы, и неординарных возможностей применения мебели. Работа с детьми предполагает постоянную заботу воспитателя о проявлении творческих способностей каждой личности. Поэтому в рамках дошкольного учреждения очень важно создать обстановку, которая бы одновременно предполагала бы как использование знакомых воспитанникам паттернов поведения (учебных, игровых), так и наличие возможности для активного и яркого проявления индивидуальности.
Многофункциональная мебель предполагает, что сами дошкольники могут пользоваться ею не только для хранения в контейнерах игрушек, предметов быта, но и даёт возможность использовать сами контейнеры и стеллажи для образования новых элементов. Положительное влияние такой мебели стоит отметить и в развитии тактильно-кинестетических ощущений детей младшего дошкольного возраста. Оснащение учебной и игровой зон требуется проводить с помощью предметов интерьера, которые бы способствовали положительному эффекту в развитии пространственного восприятия. Сравнивать цвет, изучать новые формы можно не только с помощью игрушек, но и при использовании необычных форм мебели. Стеллажи и контейнеры, обладая традиционным видом, тем не менее, предполагают конструкцию, интересную для визуального и кинестетического изучения.
Стоит отметить, что многофункциональная мебель не только положительно влияет на психику воспитанников младшего дошкольного возраста, но и обладает целым рядом других преимуществ. Использовать такую мебель — значит, привить ребёнку необходимые навыки социального взаимодействия, сформировать базовые начала личностной культуры и создать в рамках детского сада положительную обстановку, способствующую развитию творческого начала и стимулирующую процесс обучения.
Вера Коновалова, заведующий
Светлана Печурина, зам. заведующего
МБДОУ «Детский сад №202
«Город чудес», г. Чебоксары
Рекомендуем почитать
- «Разноцветные круги» В.А. Кайе (развивающая предметно-игровая среда)
- Angle Clay и Angle Sand
- Чтение художественной литературы
- Комментарии