"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2016
Использование нестандартного оборудования в коррекции речевых нарушений
В последнее время идёт поиск новых форм и средств, которые помогали бы учителю-логопеду в работе по формированию речи детей дошкольного возраста. Особый интерес у специалистов вызывает песок.
Песок привлекает детей и взрослых своим непостоянством. Может быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и тяжёлым, способным принимать любые формы. Игры с песком привносят в душу ребёнка веселье и радость и вместе с тем способствуют его развитию.
На наш взгляд использование игр с песком, особенно в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе. Мы используем игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также, как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи:
- развитие диафрагмального дыхания;
- развитие фонематических представлений;
- совершенствование грамматического строя речи;
- автоматизация поставленных звуков;
- обучение грамоте;
- развитие связной речи;
- формирование слоговой структуры речи;
- развитие мелкой моторики.
«Необыкновенные следы»
Ребёнок имитирует на песчаной поверхности отпечатки различных животных. «Идут медвежата» – ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» – ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой. «Жучки-паучки» – ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.«Напиши на песке»
Ребёнок пишет заданные буквы, слоги и слова, а учитель-логопед их читает. Допускается и обратный вариант: учитель-логопед пишет, а ребёнок читает.«Найди буквы и назови»
Учитель-логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы. Игру можно усложнить, давая инструкции: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».«Назови слово»
Ребёнок достаёт спрятанную учителем-логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.Для регуляции мышечного тонуса, снятия напряжения с мышц пальцев рук, совершенствования мелкой моторики рекомендуются простые манипуляции с песком. Например, положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев; погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки; лёгкими движениями создавать «волны» (при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок).
Результаты использования песочной терапии таковы:
- налаживается эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;
- достигаются положительные эмоции, снижаются негативные проявления, уменьшается проявление отрицательных эмоций;
- совершенствуются гуманные чувства детей;
- развивается речь, мышление, познавательные процессы и творческие способности детей;
- приобретается первый опыт рефлексии, умение понимать себя и других.
Бросовый материал
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В этой технологии предложено множество разнообразных игр, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов: полиэтилена; решёток для раковин; прищепок; пуговиц; зубных щёток; шестигранных карандашей; каштанов; верёвочек с узелками.Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Нетрадиционное использование предметов:
- стимулирует умственную деятельность;
- способствует хорошему эмоциональному настрою;
- повышает общий тонус;
- снижает психоэмоциональное напряжение;
- координирует движения пальцев рук;
- расширяет словарный запас;
- приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Игры с пуговицами
Ребёнок самостоятельно собирает браслет из пуговиц, нанизывая их на основу произвольно или в чётко заданной последовательности. Ещё одним вариантом игры может стать сбор пуговиц на скорость. На ковёр или стол выкладывают нечётное количество пуговиц. В соревновании же принимает участие чётное количество игроков.Шарики Марблс
Шарики Марблс берут своё начало от развлечений древних римлян и греков. Игры с шариками – это физическое и умственное развитие ребёнка. С шариками Марблс очень эффективна работа по коррекции дисграфии.Цели:
- формировать и закреплять правильный захват шарика;
- упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребёнка;
- упражнять в ориентировке на плоскости листа;
- работать над дифференциацией цветов;
- упражнять в счёте;
- обогащать словарный запас;
- развивать фразовую речь;
- формировать и закреплять правильный образ буквы.
«Зеркало»
Воспитатель рассказывает историю о буквах-модницах (выложенных из шариков), которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались: где они, а где отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.«Техники»
Детям предлагается восстановить «сломанные» слоги (АП, КИ, УХ), выложенные из шариков.«Археолог»
Детям предлагается сундучок, наполненный горохом (или другим). С закрытыми глазами ребёнок должен выбрать только шарики Марблс, которые символизируют сокровища пиратов.Марина Земляченко, Татьяна Кутергина,
учителя-логопеды МБДОУ Д/с №85 г.Белгород
- Комментарии