"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2016
Игры Smart games
Опыт использования логических игр из серии «Smart games» при работе со способными детьми дошкольного возраста
Способные дети в детских садах чаще всего предоставлены сами себе, и процесс раскрытия их индивидуальных возможностей протекает стихийно. Даже самый лучший педагог, имея дело с группой детей, лишён возможности ориентироваться на того, кто идёт впереди всех, кто уже оторвался в своём развитии от сверстников.
Мы считаем, что способных детей необходимо вовремя переводить на обучение по более интенсивным образовательным программам, чтобы не допускать потери темпов развития. Ведь наиболее эффективно и гармонично ребёнок может развиваться в среде сверстников относительно равных по уровню развития. Со способными детьми в нашем детском саду проводятся специальные развивающие занятия, где самое большое внимание уделяется всестороннему развитию мыслительной деятельности.
Однако, основной вид деятельности дошкольника – игра, и способные дети тоже хотят и любят играть. Но не все игры им интересны. У нас возникла идея: надо найти такие игры, чтобы с одной стороны, детям было интересно в них играть, и, с другой стороны, чтобы эти игры заставляли детей думать, искать решения, выполнять сложные, долгосрочные задания, которые так их увлекают.
Мы начали сбор информации: смотрели развивающие логические игры в магазинах игрушек, просили родителей принести интересные игры для образца, искали через Интернет-ресурсы. В результате мы нашли два сайта, где широко представлены логические игры с разным уровнем сложности. Далее мы приобрели целую серию игр, создали лекотеку. Всего у нас появилось 14 игр из серии «Smart games»: «Колобок», «Метро», «Аэропорт», «Волшебный лес», «Сафари. Прятки», «Русалочки», «Грузовички», «Камуфляж. Северный полюс», «Курочки-наседки», «Прятки. Пираты», «Цветовой код», «Гений», «Энигма», «Деловые жуки». Это логические игры, ориентированные на одного игрока. Все игры имеют 4 уровня сложности: Новичок (зелёный цвет), Юниор (жёлтый цвет), Эксперт (красный цвет) и Мастер (синий цвет). В каждой игре игровая задача представлена в виде схемы или картинки игрового поля. Во многих играх существует несколько вариантов решения.
Далее мы начали с детьми рассматривать игры и постепенно знакомиться с правилами. У некоторых игр правила похожи, поэтому после рассматривания и знакомства с одной игрой, дети быстро могли начать выполнять задания похожих игр.
После того как дети познакомились со всеми правилами, мы выделили в режиме дня специальное время для игр. Дети приходили в кабинет психолога, выбирали себе игру и начинали с самых простых задач. Постепенно уровень сложности повышался, что делало игру занимательной и увлекательной. Дети играли с удовольствием, радовались, когда переходили на более сложный уровень. Вначале многие дети, столкнувшись с первыми неудачами – долгим поиском решения игровой задачи – просили другую игру. Но вскоре у детей возник игровой азарт – желание добиться результата, перейти на новый уровень. Особенно радовались дети, когда переходили на новый уровень сложности – красную страничку «Эксперт». Они радостно сообщали родителям, что «уже решают задания для школьников!». Таким образом, постепенно у детей развивалась способность к умению решать трудные задачи. Учитывая то, что в каждой игре большое количество игровых заданий (от 50 до 100), в каждую игру можно играть снова и снова.
Мы завели специальный журнал, где фиксировали, какой уровень прошёл каждый ребёнок в той или иной игре. Обучение играм проходило в следующей последовательности:
Мы специально использовали новый приём – сотрудничество, в сотрудничестве ребёнок оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе, он поднимается выше по уровню интеллектуальных трудностей, решаемых им. Для этого мы пригласили поиграть в «Умные игры» детей старших групп. Причём, правила игр и способы решения игровых задач им объясняли дети подготовительной группы, которые уже с удовольствием играли несколько месяцев.
К середине учебного года 15 человек (80%) детей играли на 2-ом уровне сложности, 2 ребёнка – на 3 уровне. Всего у детей произошло 30 переходов с 1-го уровня («Новичок») на 2-й уровень («Юниор»), и 2 перехода – на 3-й уровень сложности («Эксперт») в разных играх.
В конце учебного года мы использовали приём показа детьми взрослым (родителям, педагогам) умения решать игровые задания и обучение взрослых умению играть в «Умные игры».
В детском саду проводился методический день для психологов города. Мы рассказали коллегам о проекте и пригласили их в музыкальный зал. Дети выбрали себе игры, сели за столики и предложили взрослым познакомиться с «Умными играми». Порадовало то, что дети свободно общались с незнакомыми людьми, понятно объясняли правила, показывали, на каком уровне играют они, советовали, с чего начать, подбадривали педагогов в случае неудачи.
А ещё через месяц мы провели мастер-класс для родителей. В музыкальном зале дети рассказывали об играх своим родителям, учили их играть. Многие родители впервые посмотрели на своих детей другими глазами, поняли, что не только от занятий в детском саду, но во многом и от самих родителей зависит творческая активность и успешность ребёнка в жизни.
Логические игры – прекрасная возможность для развития способностей детей, игровая технология, которая позволяет детям легко воспринимать, анализировать и усваивать любую новую информацию на всех следующих этапах обучения, включая учебную деятельность в школе и последующую взрослую жизнь.
Способные дети в детских садах чаще всего предоставлены сами себе, и процесс раскрытия их индивидуальных возможностей протекает стихийно. Даже самый лучший педагог, имея дело с группой детей, лишён возможности ориентироваться на того, кто идёт впереди всех, кто уже оторвался в своём развитии от сверстников.
Мы считаем, что способных детей необходимо вовремя переводить на обучение по более интенсивным образовательным программам, чтобы не допускать потери темпов развития. Ведь наиболее эффективно и гармонично ребёнок может развиваться в среде сверстников относительно равных по уровню развития. Со способными детьми в нашем детском саду проводятся специальные развивающие занятия, где самое большое внимание уделяется всестороннему развитию мыслительной деятельности.
Однако, основной вид деятельности дошкольника – игра, и способные дети тоже хотят и любят играть. Но не все игры им интересны. У нас возникла идея: надо найти такие игры, чтобы с одной стороны, детям было интересно в них играть, и, с другой стороны, чтобы эти игры заставляли детей думать, искать решения, выполнять сложные, долгосрочные задания, которые так их увлекают.
Мы начали сбор информации: смотрели развивающие логические игры в магазинах игрушек, просили родителей принести интересные игры для образца, искали через Интернет-ресурсы. В результате мы нашли два сайта, где широко представлены логические игры с разным уровнем сложности. Далее мы приобрели целую серию игр, создали лекотеку. Всего у нас появилось 14 игр из серии «Smart games»: «Колобок», «Метро», «Аэропорт», «Волшебный лес», «Сафари. Прятки», «Русалочки», «Грузовички», «Камуфляж. Северный полюс», «Курочки-наседки», «Прятки. Пираты», «Цветовой код», «Гений», «Энигма», «Деловые жуки». Это логические игры, ориентированные на одного игрока. Все игры имеют 4 уровня сложности: Новичок (зелёный цвет), Юниор (жёлтый цвет), Эксперт (красный цвет) и Мастер (синий цвет). В каждой игре игровая задача представлена в виде схемы или картинки игрового поля. Во многих играх существует несколько вариантов решения.
Далее мы начали с детьми рассматривать игры и постепенно знакомиться с правилами. У некоторых игр правила похожи, поэтому после рассматривания и знакомства с одной игрой, дети быстро могли начать выполнять задания похожих игр.
После того как дети познакомились со всеми правилами, мы выделили в режиме дня специальное время для игр. Дети приходили в кабинет психолога, выбирали себе игру и начинали с самых простых задач. Постепенно уровень сложности повышался, что делало игру занимательной и увлекательной. Дети играли с удовольствием, радовались, когда переходили на более сложный уровень. Вначале многие дети, столкнувшись с первыми неудачами – долгим поиском решения игровой задачи – просили другую игру. Но вскоре у детей возник игровой азарт – желание добиться результата, перейти на новый уровень. Особенно радовались дети, когда переходили на новый уровень сложности – красную страничку «Эксперт». Они радостно сообщали родителям, что «уже решают задания для школьников!». Таким образом, постепенно у детей развивалась способность к умению решать трудные задачи. Учитывая то, что в каждой игре большое количество игровых заданий (от 50 до 100), в каждую игру можно играть снова и снова.
Мы завели специальный журнал, где фиксировали, какой уровень прошёл каждый ребёнок в той или иной игре. Обучение играм проходило в следующей последовательности:
- Знакомство с играми, усвоение правил игр.
- Решение заданий, переход на более высокий уровень сложности в каждой игре.
- Возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в каждой из 14 игр серии.
Мы специально использовали новый приём – сотрудничество, в сотрудничестве ребёнок оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе, он поднимается выше по уровню интеллектуальных трудностей, решаемых им. Для этого мы пригласили поиграть в «Умные игры» детей старших групп. Причём, правила игр и способы решения игровых задач им объясняли дети подготовительной группы, которые уже с удовольствием играли несколько месяцев.
К середине учебного года 15 человек (80%) детей играли на 2-ом уровне сложности, 2 ребёнка – на 3 уровне. Всего у детей произошло 30 переходов с 1-го уровня («Новичок») на 2-й уровень («Юниор»), и 2 перехода – на 3-й уровень сложности («Эксперт») в разных играх.
В конце учебного года мы использовали приём показа детьми взрослым (родителям, педагогам) умения решать игровые задания и обучение взрослых умению играть в «Умные игры».
В детском саду проводился методический день для психологов города. Мы рассказали коллегам о проекте и пригласили их в музыкальный зал. Дети выбрали себе игры, сели за столики и предложили взрослым познакомиться с «Умными играми». Порадовало то, что дети свободно общались с незнакомыми людьми, понятно объясняли правила, показывали, на каком уровне играют они, советовали, с чего начать, подбадривали педагогов в случае неудачи.
А ещё через месяц мы провели мастер-класс для родителей. В музыкальном зале дети рассказывали об играх своим родителям, учили их играть. Многие родители впервые посмотрели на своих детей другими глазами, поняли, что не только от занятий в детском саду, но во многом и от самих родителей зависит творческая активность и успешность ребёнка в жизни.
Логические игры – прекрасная возможность для развития способностей детей, игровая технология, которая позволяет детям легко воспринимать, анализировать и усваивать любую новую информацию на всех следующих этапах обучения, включая учебную деятельность в школе и последующую взрослую жизнь.
Марина Руденко, педагог-психолог МБДОУ ЦРР Д/с №16, г.Саров
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку