"Игры и Игрушки" №4-2017
Игры с конструктором детям от 2-х до 3-х лет
Наш цикл статей начался с выбора первого конструктора. Об этом можно прочитать здесь. Затем мы обсуждали возможные конструкторские игры для самых маленьких. Пришло время следующего возрастного периода.
Что умеем?
К двум годам у ребёнка интенсивно развиваются лобные отделы коры головного мозга. Именно поэтому малыши в этом возрасте уже могут играть более сосредоточенно, меньше отвлекаются, действуют целенаправленнее, лучше отличают форму, размер и цвет предметов. Ребёнок уже может безошибочно выбрать из коробки с деталями конструктора только столбики или только кубики, то есть детали одной формы, но скорее всего это будут кубики разных размеров и цветов.В два года ребёнок свободно ориентируется в деталях конструктора и хорошо знает их названия, не путает. Понимает просьбу: дай такого же цвета. В этот период малыш хорошо различает жёлтый, красный, синий и зелёный цвета. Уже к трём годам эта палитра пополняется оранжевым, фиолетовым, голубым. Может правильно называть все семь цветов радуги и отличает оттенки цветов: «Где тёмно-зелёный кубик? А где светло-зелёный?» Ещё ребёнок различает ахроматические цвета: белый, серый, чёрный.
К трём годам малыш уже и сам может назвать 2-3 признака детали из конструктора: «жёлтый большой кубик» или «маленький синий кирпичик».
Исходя из этих умений и навыков, на третьем году жизни можно ввести новое задание. Например, использовать цветные кубики для выкладывания из них разноцветных узоров по принципу мозаики и разноцветных дорожек с чередованием цвета. Например, в дорожке чередовать жёлтые и красные кирпичики, чтобы получился узор.
Играем с конструктором
Для игры с малышом двух лет мы берём не весь набор деталей конструктора, а 10-12 штук деталей разной формы и размера, уже знакомых ребёнку. К набору конструктора обязательно добавьте коробочку с мелкими игрушками, соразмерными деталям конструктора. Это игрушки, с которыми малыш вместе с вами будет обыгрывать постройку. Например, он сможет посадить игрушечного петушка на только что построенный заборчик, спасая его от лисы. Или малыш поможет игрушечной кошке взобраться на лесенку из кирпичиков. Или поселит зайчика в построенном для него домике. Это могут быть мелкие фигурки сказочных персонажей, зверушек, матрёшки, фигурки семьи.В эту коробочку мы положим также природный материал: шишки, жёлуди, палочки, которые могут понадобиться ребёнку в игре с конструктором и стать предметами-заместителями. Например, можно сделать человечка из шишки, а крышечки желудей использовать как мисочки для еды в обыгрывании сюжетов. Можно распечатать на картоне картинки героев сказок, поставить их на подставки и использовать эти фигурки для разыгрывания сюжетов. Или использовать соразмерные деталям конструктора фигурки для настольного театра.
Ребёнок двух лет не может строить ради обучения чему-то, ему обязательно нужен игровой сюжет! Он должен видеть игрушку, для которой он строит и понимать, зачем этой игрушке понадобилась его постройка.
Например, мама разыгрывает сценку. В гости к ребёнку приходит маленькая матрёшка, у неё новоселье и нужно помочь ей обустроить комнату. Матрёшке очень нужны стол и стульчик, потому что она любит пить чай со своими подружками. Мама с ребёнком строят стол из кубиков, а затем стульчики (к кубику сзади приставляется кирпичик так, чтобы он стоял вертикально как спинка стула). Постройки готовы! И началось главное для ребёнка – их обыгрывание. Матрёшка принимает гостей, усаживает их за стол, угощает, все пьют чай из игрушечных чашек. Затем гости вместе с ребёнком играют, поют или танцуют.
Если ребёнок допустил ошибку, то исправляется она тоже в игровой форме. Например, ребёнок строил ворота, но они получились слишком узкие, и игрушечная машинка в них проехать не может. Как быть? Водитель игрушечной машинки «говорит» малышу о том, что не может проехать. Как же быть? Малыш должен догадаться, как сделать ворота более широкими. Машина через них проедет, и водитель обязательно поблагодарит за помощь. Если же ребёнок расстроился из-за неудачи и никак не может найти решения задачи, ему помогает взрослый и подсказывает выход из ситуации, достраивает постройку вместе с малышом, чтобы обеспечить ребёнку успех.
Конструирование – очень полезное для малышей занятие. Надеемся, что полезные советы нашего цикла помогут вам начать строить с детьми, получать от этого удовольствие, помогая малышу познавать такой интересный мир вокруг!
Ася Валасина, кандидат педагогических наук,
автор сайта для педагогов и родителей «Родная тропинка»
- Комментарии