"Игры и Игрушки" №3-2013
Игры древних славян
Возникновение народной игры на Руси
Вряд ли когда-нибудь мы всерьёз задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто придумал кататься на санках с горки и сколько лет «казакам-разбойникам». Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся. А ведь все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимания. Если внимательно понаблюдать за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, их прообразом служили реальные события — бытовые и культурно-исторические. «Сундучок с играми» — расписанный в русских художественных традициях ларчик с инвентарём для игр. Спортивные отлично сочетаются с интеллектуальными!Классификация игр древних славян
Рассмотрим типичные народные игры. В каждую из этих игр дети могут поиграть и сейчас. Они просты, понятны и не требуют специфических навыков, специальной подготовки и какого-либо инвентаря, за исключением самого простейшего. Детские игры полны смеха, радости и движения.Народные игры можно разделить на несколько типов — с оговоркой, что деление это весьма условно:
- игры, отражающие отношения человека и природы;
- игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков;
- игры по религиозно-культовым мотивам;
- игры на находчивость, быстроту и координацию;
- игры на силу и ловкость;
- военные игры.
Славяне умели много трудиться, но не забывали и об отдыхе. А отдыхать они любили весело! С песнями, танцами и играми
Закономерно, что эта связь нашла своё отражение в культуре, обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Дети в своём стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возникли игры, в которых отражается отношение человека к природе. Во многих из них лесные хищники — медведь, волк, лисица — главные действующие лица. К примеру, «Волки во рву», «Волки и овцы», «Хромая лиса», «Медведь и вожак».
Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, что составляло повседневные занятия людей в старину, дошло до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Глядя на них, совсем нетрудно себе представить, чем и как жили наши предки. Игровой инвентарь для русских игр можно в избытке найти в любом доме. Примеры таких игр: «Бояре», «Невод», «Удочка», «Птицелов».
Религиозно-культовые мотивы чётко прослеживаются в народных забавах. Водяные, русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурируют не только в сказках и обрядах, но и в сюжетах игр. Детству свойственно особое мировосприятие, делающее игры подобной тематики живыми и яркими. Это «Водяной», «Черти в аду», «Дедушка-рожок» («Колдунчики»).
Бег, прыжки и другие проявления двигательной активности свойственны детям, но особенно привлекательными они становятся, будучи оформленными в виде игры. Азарт, игровой задор, элементы соперничества и соревнования — вот главные составляющие славянских народных игр на находчивость, быстроту и координацию. Например, «Горелки», «Свайка», «12 палочек», «Жмурки».
Сильных и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игра — такое занятие, в котором дети могли продемонстрировать сверстникам свои лучшие качества. Примеры таких игр: «Чехарда», «Дуга», «Бой петухов».
Военная тематика не могла не войти в детские игры. За свою долгую историю военные игры не претерпели каких-либо существенных изменений и дошли до нас в почти первозданном виде.
В самом общем варианте игра в войну представляет собой состязание двух команд, в котором народной традицией определяются допустимые средства и приёмы противоборства и условия признания победителей.
На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек. Это «Кулачный бой», «Снежки», «Палочный бой», «Казаки-разбойники», «Взятие крепости».
Далеко не все нынешние дети играют в народные игры, хватает иных развлечений. Многие просто не знают, что это такое. Но не утратить народные традиции, сохранить самобытные игры для следующих поколений — одна из главных целей нашей культуры, ведь именно играми наши предки воспитывали сильных, ловких, мудрых и храбрых людей.
Наталья Сафарова,
Анастасия Савельева,
Алина Костылева,
педагоги школы № 141, г. Москва
- Комментарии