"Игры и Игрушки" №5-2019
Игры для развития критического мышления
Суть развития критического мышления состоит в том, чтобы научить ребёнка мыслить самостоятельно, а не просто оперировать полученными готовыми знаниями. Не просто много знающий, а способный к познанию ребёнок сможет осилить любую образовательную программу, без перегрузки и напряжений.
Развивать критическое мышление нужно с дошкольного возраста и, конечно, в игровой форме. Специальные игры помогут развитию творческого и интеллектуального потенциала ребёнка, формированию предпосылок универсальной учебной деятельности. Они должны научить классифицировать, сравнивать, вычленять общее, оценивать, критически анализировать информацию, уметь делать выводы, принимать продуманные решения, не бояться высказать своё мнение, уважать и принимать во внимание мнения других людей, находить причинно-следственные связи, научиться здоровой дискуссии.
Игра «Почемучка» научит ребёнка рассуждать. Не давайте готовые ответы на вопрос «почему?». Начните беседу на улице, давая пример хода рассуждений: «Почему не нужно сейчас прыгать в лужу?». Если ребёнок не знает, что ответить, задайте ему наводящий вопрос: «Что случится, если ты прыгнешь в лужу? Правильно, ты испачкаешься и промокнешь! Тогда нам, скорее всего, придётся уйти домой с прогулки». Главное, чтобы ребёнок выдвигал как можно больше гипотез, делал обобщения, искал причины, мыслил и активизировал запас знаний, фантазировал.
Игры «Шляпа», «Активити», «Контакт» и другие подобные помогут ребёнку в выражении своих мыслей. Ему придётся объяснять слова или фразы «окольными» путями. В игре нужно постоянно вспоминать факты о загаданном предмете (зачем он нужен, где может встречаться, из чего состоит) и придумывать формы для его описания.
Игра «Додумки» поможет развить не только критическое, но и творческое мышление. Прочитайте с ребёнком рассказ или сказку. На самом важном поворотном событии предложите ему додумать свой вариант сюжета. Дочитайте книгу до конца и сравните свой и авторский варианты концовки. Порассуждайте, почему такой конец придуман ребёнком и автором.
Ситуативная игра «Решай сам» научит ребёнка принимать решения. Старайтесь как можно меньше помогать ему, иначе в будущем проблемы выросшего человека придётся решать его окружающим. Создайте ситуацию для анализирования, к примеру: «Мне сейчас нужно … (сделать), как думаешь, как мне лучше поступить?» На своём личном примере объясняйте ребёнку, как и почему принято то или иное решение. Причинно-следственная цепь: накопление необходимой информации, оценка вариативности принятия решения и возможных последствий. Необходимо создать доверительную атмосферу для дискуссии, хвалить ребёнка за проявление любознательности, демонстрировать ему, что его размышления важны. Если он делает неправильный вывод, переспросите, нет ли у него другого варианта.
Игра «Если..., то…» научит находить причинно-следственные связи и делать правильные выводы. Предложите сыграть в игру, где нужно продолжать предыдущую фразу. К примеру: «Если ты будешь капризничать, то папа задержится и опоздает на работу. Если он опоздает на работу, то ему не заплатят деньги. А если у нас не будет денег, то мы не сможем купить продукты и игрушки».
Смышлёность и любознательность ребёнка – первые шаги развития его критического мышления. Следует научить его уважать другое мнение, прислушиваться к нему и уметь находить положительное и полезное для себя. Важно научить анализировать свои ошибки, совместно со взрослыми уметь делать выводы. Главное – это создать условия для принятия ребёнком самостоятельных решений без навязывания своих «взрослых» готовых ответов и суждений, тогда ребёнок вырастет решительным и уверенным в себе.
Гошнаго Сиджах, воспитатель ДО 1,
ГБОУ г. Москвы «Школы 777
им. Героя Советского Союза Е.В. Михайлова»
- Комментарии