"Игры и Игрушки" №4-2013
Игрушки Кришны и Рамы
Все традиционные индийские игрушки были уменьшенными копиями предметов, с которыми ребёнок сталкивался повседневно. С давних времён для их изготовления использовались самые разнообразные материалы. Игрушки детей богачей и знати искусно выполнялись из слоновой кости и серебра. А игрушки для бедняков, изготовленные из глины, растительных волокон, кусочков бумаги, дерева, материи, перьев и листьев, были просты, дёшевы и недолговечны
Ярмарки, еженедельные базары, праздники — неотъемлемая часть жизни в сельских районах Индии, стержень, вокруг которого вращалась общественная и культурная жизнь. Здесь и продавались традиционные игрушки, дававшие детям первые представления о цвете и форме, звуке и свете, магии и чудесах.
В соответствии с устройством индусского общества жизнь каждого человека делится на несколько этапов. Если принять среднюю продолжительность жизни за сто лет, то её можно условно разделить на четыре этапа, по двадцать пять лет каждый. Первый этап — брахмачарья — охватывает рождение, младенчество, отрочество и период обучения. На этом этапе игры и игрушки занимали важное место в умственном и физическом развитии ребёнка.
В индийской культуре не существует чёткой границы между религиозными и мирскими делами. Так же, как и смертные, боги проходили различные жизненные этапы, включая и детство. В индусской мифологии подробно рассказывается о детских играх и развлечениях бога Кришны и Рамы. И по сей день в большинстве районов Индии во время празднования дня рождения Кришны в храмах можно увидеть большое количество игрушек, представляющих различные сцены из жизни этого божества.
В Западной Бенгалии во время ежегодного праздника в честь богини Дурги вокруг её статуи расставляются игрушки. Жители всей южной Индии, отмечая день победы Рамы над царём демонов Раваной и праздники различных богинь, помещают игрушки в небольшие домашние святилища. Среди игрушек, составляющих часть религиозного ритуала, помимо погремушек, тележек, птиц и зверей, встречаются фигурки богов и богинь, мифологических персонажей, небесных музыкантов и танцоров.
Каждый район Индии знаменит своими игрушками. Традиционным и наиболее распространённым материалом для их изготовления служит крашеное или лакированное дерево. На базарах северных городов — Варанаси, Лакнау, Матхуре и Вриндаване — продаются вырезанные из дерева ярко раскрашенные фигурки индусских богов, небесных музыкантов и танцоров, а также животных, особенно обезьян в различных позах. Делают их из очень лёгкого сорта древесины, который называют здесь «бхуркул» или «гулар».
Но, пожалуй, наибольшего развития традиция ярко раскрашенной деревянной игрушки достигла в Раджастане. Особой популярностью у раджастанских ребятишек, по-видимому, пользовались фигурки матери с ребёнком, женщины, несущей на голове кувшин или размалывающей зерно. Сегодня мастеров крашеной деревянной игрушки можно найти только в городе Басси.
Нет такого места на земле, где бы дети не играли в игрушки. Для ребёнка игрушка — как мостик между вымыслом и реальностью. Эта реальность бывает жестокой, но дети талантливы и с помощью игрушек воссоздают радостный мир своей фантазии. Они путешествуют из одного мира в другой, смешивая вымысел и реальность.
Своими раскрашенными деревянными игрушками известен и штат Орисса. Изготовлением традиционных игрушек и масок занимается целая община мастеров, живущих в деревне Рагхураджпур, в окрестностях храмового города Пури. Их изделия отличаются особым изяществом, оно характерно для рисунков в орисских рукописях и храмовой скульптуры. Орисские игрушки примечательны своей фантазийностью, они принадлежат миру сказок и мифов.
Город Савантвади славится ярко раскрашенными деревянными игрушками в форме фруктов и овощей. В этом городке делают и оригинальные индийские игральные карты — кружки с изображением астрологических символов. В колоде содержится 64 либо 81 карта. Карты, изготовленные здесь, расходятся по всей Индии.
Тирупати, один из известнейших центров религиозного поклонения южной Индии, знаменит куклами и игрушками из тяжёлого палисандрового дерева. Здесь популярны фигурки «дам пати», представляющие собой супружескую пару, застывшую в позе медитации. Для фигурок характерны упрощённые формы и неглубокая резьба, лишь намечающая черты лица.
Деревянные игрушки часто вытачиваются на токарном станке. Техника их изготовления подсказывает упрощённую округлую форму. В отличие от изделий ручной работы, которые и раскрашиваются вручную, эти игрушки покрываются лаком на станке. Для приготовления лака используются выделения насекомого carteria laca, питающегося соком различных растений и деревьев.
Для покрытия готового изделия лаком к его поверхности прижимают кусок застывшего лака и запускают станок на высокие обороты. Под действием трения лак растапливается и оседает на поверхности игрушки. Пользуясь кусками лака разного цвета, мастера наносят на поверхность узор из ярких кольцевых полосок, типичный для этого метода обработки изделий. Деревянные игрушки, выточенные на токарном станке, можно встретить почти во всех районах Индии.
Ярмарки, еженедельные базары, праздники — неотъемлемая часть жизни в сельских районах Индии, стержень, вокруг которого вращалась общественная и культурная жизнь. Здесь и продавались традиционные игрушки, дававшие детям первые представления о цвете и форме, звуке и свете, магии и чудесах.
В соответствии с устройством индусского общества жизнь каждого человека делится на несколько этапов. Если принять среднюю продолжительность жизни за сто лет, то её можно условно разделить на четыре этапа, по двадцать пять лет каждый. Первый этап — брахмачарья — охватывает рождение, младенчество, отрочество и период обучения. На этом этапе игры и игрушки занимали важное место в умственном и физическом развитии ребёнка.
В индийской культуре не существует чёткой границы между религиозными и мирскими делами. Так же, как и смертные, боги проходили различные жизненные этапы, включая и детство. В индусской мифологии подробно рассказывается о детских играх и развлечениях бога Кришны и Рамы. И по сей день в большинстве районов Индии во время празднования дня рождения Кришны в храмах можно увидеть большое количество игрушек, представляющих различные сцены из жизни этого божества.
В Западной Бенгалии во время ежегодного праздника в честь богини Дурги вокруг её статуи расставляются игрушки. Жители всей южной Индии, отмечая день победы Рамы над царём демонов Раваной и праздники различных богинь, помещают игрушки в небольшие домашние святилища. Среди игрушек, составляющих часть религиозного ритуала, помимо погремушек, тележек, птиц и зверей, встречаются фигурки богов и богинь, мифологических персонажей, небесных музыкантов и танцоров.
Каждый район Индии знаменит своими игрушками. Традиционным и наиболее распространённым материалом для их изготовления служит крашеное или лакированное дерево. На базарах северных городов — Варанаси, Лакнау, Матхуре и Вриндаване — продаются вырезанные из дерева ярко раскрашенные фигурки индусских богов, небесных музыкантов и танцоров, а также животных, особенно обезьян в различных позах. Делают их из очень лёгкого сорта древесины, который называют здесь «бхуркул» или «гулар».
Но, пожалуй, наибольшего развития традиция ярко раскрашенной деревянной игрушки достигла в Раджастане. Особой популярностью у раджастанских ребятишек, по-видимому, пользовались фигурки матери с ребёнком, женщины, несущей на голове кувшин или размалывающей зерно. Сегодня мастеров крашеной деревянной игрушки можно найти только в городе Басси.
Нет такого места на земле, где бы дети не играли в игрушки. Для ребёнка игрушка — как мостик между вымыслом и реальностью. Эта реальность бывает жестокой, но дети талантливы и с помощью игрушек воссоздают радостный мир своей фантазии. Они путешествуют из одного мира в другой, смешивая вымысел и реальность.
Своими раскрашенными деревянными игрушками известен и штат Орисса. Изготовлением традиционных игрушек и масок занимается целая община мастеров, живущих в деревне Рагхураджпур, в окрестностях храмового города Пури. Их изделия отличаются особым изяществом, оно характерно для рисунков в орисских рукописях и храмовой скульптуры. Орисские игрушки примечательны своей фантазийностью, они принадлежат миру сказок и мифов.
Город Савантвади славится ярко раскрашенными деревянными игрушками в форме фруктов и овощей. В этом городке делают и оригинальные индийские игральные карты — кружки с изображением астрологических символов. В колоде содержится 64 либо 81 карта. Карты, изготовленные здесь, расходятся по всей Индии.
Тирупати, один из известнейших центров религиозного поклонения южной Индии, знаменит куклами и игрушками из тяжёлого палисандрового дерева. Здесь популярны фигурки «дам пати», представляющие собой супружескую пару, застывшую в позе медитации. Для фигурок характерны упрощённые формы и неглубокая резьба, лишь намечающая черты лица.
Деревянные игрушки часто вытачиваются на токарном станке. Техника их изготовления подсказывает упрощённую округлую форму. В отличие от изделий ручной работы, которые и раскрашиваются вручную, эти игрушки покрываются лаком на станке. Для приготовления лака используются выделения насекомого carteria laca, питающегося соком различных растений и деревьев.
Для покрытия готового изделия лаком к его поверхности прижимают кусок застывшего лака и запускают станок на высокие обороты. Под действием трения лак растапливается и оседает на поверхности игрушки. Пользуясь кусками лака разного цвета, мастера наносят на поверхность узор из ярких кольцевых полосок, типичный для этого метода обработки изделий. Деревянные игрушки, выточенные на токарном станке, можно встретить почти во всех районах Индии.
Светлана Вишникина по материалам:
www.achababa.tripod.com
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку