"Игры и Игрушки" №2-2020
Игрушки для мальчиков. Выбираем профессию...
Профессиональные предпочтения ребёнка формируются довольно рано, поэтому важно дополнить имеющееся разнообразие игрушек теми, которые помогут сформировать в детях лучшие личные качества и повлиять на выбор профессии в будущем. Не последним фактором тут является интерес, который пробуждается с помощью игр и игрушек
В прошлом номере мы говорили о формировании профессиональных предпочтений у девочек. А что же у мальчиков? Традиционно считается, что мальчишки должны играть с машинками и спецтехникой, солдатиками, оружием и конструкторами, захватывать осаждённые крепости и воображать себя храбрыми пиратами.
Во многом разделения на «девчачьи» и «мальчишечьи» игрушки навязываются детям нами, взрослыми. В то время, как недавние исследования психологов говорят о том, что мальчикам не просто можно, а даже нужно играть в куклы – это помогает гармоничному интеллектуальному и психическому развитию. Именно куклы в образах определённых профессий и с соответствующими аксессуарами помогают детям организовать сюжетно-ролевую игру и заинтересовать их той или иной профессией.
Начиная примерно с трёх лет, коллекции мальчишек пополняются фигурками известных супергероев – Человеков-пауков, Супермэнов и Трансформеров – ведь именно они в детском сознании олицетворяют собой доблестных спасителей, защитников планеты, становятся идеалами, к которым нужно стремиться. Глядя на их отважные поступки, мальчики учатся быть такими же сильными, выносливыми, смелыми, умеющими сострадать и готовыми помочь тому, кто попал в беду. Одев маску Бэтмена и накинув чёрный плащ, малыш верит, что обретает сверхспособности и становится непобедимым символом добра.
Наравне с положительными аспектами таких игр, присутствуют и явно спорные моменты. Вспомним… Супергерои всегда действуют в одиночку: им не требуется помощь друзей, они могут рассчитывать только на себя, потому, как только они наделены суперсилой. Воображая себя героем, ребёнок с одной стороны, будет стремиться проявлять свои лучшие качества, а с другой – может начать пренебрегать дружбой и проявлять такие черты характера, как заносчивость и надменность. И, кстати, супергерои не просят помощи и не плачут! Значит, и ребёнку тоже нельзя? А то, какой же он супергерой? Конечно, всё это крайности, и со временем мальчишки перерастут эти увлечения. Однако, в определённые моменты жизни, на вопросы «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», малыши отвечают, например: «Супермэном!». Но ведь это выдуманные герои, а не реальные люди, реальные профессии.
В общем-то, педагоги и психологи не видят проблемы в подобных увлечениях, однако, настоятельно не рекомендуют ограничивать мальчишек лишь этими игрушками. Ведь героем для ребёнка может стать и вполне реальный человек – пожарный, полицейский, спасатель или военный. В середине прошлого века дети хотели стать лётчиками и космонавтами, потому как с экранов телевизоров они видели героев. Данная профессия покорялась только самым смелым и самым выносливым людям, а в продаже можно было найти игрушки космической и лётной тематики.
Давайте поищем среди игрушек, представленных производителями сегодня те, которые могли бы обратить внимание ребёнка на различные профессии. Мы долго искали, но всё же нашли таких персонажей - это серия кукол «Профи» от Кировской фабрики игрушек, среди которых можно увидеть куклу-механика, строителя, врача и других. Все они наделены специальными аксессуарами, необходимыми для работы, и облачены в соответствующую спецодежду.
Не будем забывать и об имидже существующих профессий. Именно игрушки вносят свой вклад в формирование положительного образа той или иной специальности. Возьмём, к примеру, полицейских… Пробудить в ребёнке гордость за эту профессию способна не только книжка про Дядю Стёпу, но и полицейские LEGO наборы, позволяющие моделировать сценки с ловлей бандитов и раскрытием ограблений, и даже компьютерные игры-симуляторы про отважных полицейских. Всё это в совокупности развивает в детях чувство патриотизма и гордости за профессию, приводит к осознанию её важности и пониманию сути. Но, как и в случае с Барби (см. в прошлом номере), только с помощью сюжетных кукол суть профессии не изучишь. На помощь приходят игровые наборы, настольные игры, книги и развивающие игрушки.
Представить себя стоматологом и перестать бояться врачей можно с игрой «Мистер Зубастик» от Hasbro – ребёнок научится лучше чистить зубы; поймёт, что пломбы ставить совсем не страшно; а если нужна идеальная, красивая улыбка, то можно на время поставить брекеты. А если ребёнку нравится играть с машинками, не стоит останавливаться на приобретении пары треков и многоуровневой парковки. Можно предложить ему выучить правила дорожного движения с настольными играми-викторинами и играми-ходилками «Светофор», «Правила дорожного движения», «Дорожная азбука», а также больше рассказать о самой профессии водителя на примере игры «Я – водитель!» или «Большие гонки». А можно предложить ему и настольную игру «Автомобильный завод», с которой малыш узнает о том, как собираются машины, выучит, из каких частей они состоят, а может и захочет сам изобрести новую модификацию. Для получения представления о профессии этого достаточно.
Кстати, не расстраивайтесь, если мальчишки любым ролевым играм предпочитают конструкторы, головоломки, шахматы и шашки. Это лишь означает, что их больше интересует предметная сторона дела, а не личностные взаимоотношения. Из таких ребят получаются отличные архитекторы, программисты и математики.
В данной рубрике мы стараемся рассмотреть полярные взгляды на поставленную проблему, а, значит, нам нужно изложить и негативные мнения по этому вопросу. Самым распространенным является то, что насильственными методами добиться ничего нельзя и в том числе заставляя ребёнка играть в те игры, в которые он не хочет. Например, папа химик, и конечно же, он в первую очередь принесёт домой набор «Юный химик» и с увлечением начнёт рассказывать своему малышу о чудесах науки. Но малыш тяготеет к музыке и слушает папу невнимательно, потому что ему просто не интересно, несмотря на то, что папа пытается вызвать интерес у сына в игровой форме.
Игрушки нужны для всестороннего развития ребёнка, с этим трудно поспорить. Но в момент, когда ребенок открывает для себя мир игры взрослый должен быть очень внимательным и подмечать интересы малыша и давать ему возможность выбора исходя из его предпочтений. Если ребёнок не знает, что ему нравится, он пробует играть во всё понемногу, но, если вы видите особый интерес, например, к самолётам, попробуйте сделать поле для аэродрома вместе с малышом и начать заполнять его другими модификациями летательных аппаратов или наземной техники. Но делайте это осторожно и постепенно, возможно вы ошиблись, и ваш ребёнок любит рисовать.
Некоторые детские мечты связаны с престижностью и популярностью той или иной профессии, её внешней стороной и с тем, что дети слышат о ней извне. Сейчас из уст малыша всё чаще можно услышать: «Когда я вырасту, стану большим начальником!». Однако, фантазируя о своём будущем и данной профессии, ребёнок мало понимает, в чём её суть. И тут роль взрослого попытаться выяснить у ребёнка то, в какой сфере деятельности он хочет быть начальником и рассказать ему как достичь этой цели, начиная с изучения самой профессии, предложив поиграть в настольную игру или конструктор, соответствующий данной профессии.
Стоит ли давать детям возможность пробовать себя в разных областях и искать им игры и игрушки для более детального знакомства с разными профессиями? Как вы считаете, нужны ли такие игрушки детям? Поделитесь с нами своим мнением, присылайте письма на адрес нашего издательства redaktor@i-igrushki.ru.
В прошлом номере мы говорили о формировании профессиональных предпочтений у девочек. А что же у мальчиков? Традиционно считается, что мальчишки должны играть с машинками и спецтехникой, солдатиками, оружием и конструкторами, захватывать осаждённые крепости и воображать себя храбрыми пиратами.
Во многом разделения на «девчачьи» и «мальчишечьи» игрушки навязываются детям нами, взрослыми. В то время, как недавние исследования психологов говорят о том, что мальчикам не просто можно, а даже нужно играть в куклы – это помогает гармоничному интеллектуальному и психическому развитию. Именно куклы в образах определённых профессий и с соответствующими аксессуарами помогают детям организовать сюжетно-ролевую игру и заинтересовать их той или иной профессией.
Начиная примерно с трёх лет, коллекции мальчишек пополняются фигурками известных супергероев – Человеков-пауков, Супермэнов и Трансформеров – ведь именно они в детском сознании олицетворяют собой доблестных спасителей, защитников планеты, становятся идеалами, к которым нужно стремиться. Глядя на их отважные поступки, мальчики учатся быть такими же сильными, выносливыми, смелыми, умеющими сострадать и готовыми помочь тому, кто попал в беду. Одев маску Бэтмена и накинув чёрный плащ, малыш верит, что обретает сверхспособности и становится непобедимым символом добра.
Наравне с положительными аспектами таких игр, присутствуют и явно спорные моменты. Вспомним… Супергерои всегда действуют в одиночку: им не требуется помощь друзей, они могут рассчитывать только на себя, потому, как только они наделены суперсилой. Воображая себя героем, ребёнок с одной стороны, будет стремиться проявлять свои лучшие качества, а с другой – может начать пренебрегать дружбой и проявлять такие черты характера, как заносчивость и надменность. И, кстати, супергерои не просят помощи и не плачут! Значит, и ребёнку тоже нельзя? А то, какой же он супергерой? Конечно, всё это крайности, и со временем мальчишки перерастут эти увлечения. Однако, в определённые моменты жизни, на вопросы «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», малыши отвечают, например: «Супермэном!». Но ведь это выдуманные герои, а не реальные люди, реальные профессии.
В общем-то, педагоги и психологи не видят проблемы в подобных увлечениях, однако, настоятельно не рекомендуют ограничивать мальчишек лишь этими игрушками. Ведь героем для ребёнка может стать и вполне реальный человек – пожарный, полицейский, спасатель или военный. В середине прошлого века дети хотели стать лётчиками и космонавтами, потому как с экранов телевизоров они видели героев. Данная профессия покорялась только самым смелым и самым выносливым людям, а в продаже можно было найти игрушки космической и лётной тематики.
Давайте поищем среди игрушек, представленных производителями сегодня те, которые могли бы обратить внимание ребёнка на различные профессии. Мы долго искали, но всё же нашли таких персонажей - это серия кукол «Профи» от Кировской фабрики игрушек, среди которых можно увидеть куклу-механика, строителя, врача и других. Все они наделены специальными аксессуарами, необходимыми для работы, и облачены в соответствующую спецодежду.
Не будем забывать и об имидже существующих профессий. Именно игрушки вносят свой вклад в формирование положительного образа той или иной специальности. Возьмём, к примеру, полицейских… Пробудить в ребёнке гордость за эту профессию способна не только книжка про Дядю Стёпу, но и полицейские LEGO наборы, позволяющие моделировать сценки с ловлей бандитов и раскрытием ограблений, и даже компьютерные игры-симуляторы про отважных полицейских. Всё это в совокупности развивает в детях чувство патриотизма и гордости за профессию, приводит к осознанию её важности и пониманию сути. Но, как и в случае с Барби (см. в прошлом номере), только с помощью сюжетных кукол суть профессии не изучишь. На помощь приходят игровые наборы, настольные игры, книги и развивающие игрушки.
Представить себя стоматологом и перестать бояться врачей можно с игрой «Мистер Зубастик» от Hasbro – ребёнок научится лучше чистить зубы; поймёт, что пломбы ставить совсем не страшно; а если нужна идеальная, красивая улыбка, то можно на время поставить брекеты. А если ребёнку нравится играть с машинками, не стоит останавливаться на приобретении пары треков и многоуровневой парковки. Можно предложить ему выучить правила дорожного движения с настольными играми-викторинами и играми-ходилками «Светофор», «Правила дорожного движения», «Дорожная азбука», а также больше рассказать о самой профессии водителя на примере игры «Я – водитель!» или «Большие гонки». А можно предложить ему и настольную игру «Автомобильный завод», с которой малыш узнает о том, как собираются машины, выучит, из каких частей они состоят, а может и захочет сам изобрести новую модификацию. Для получения представления о профессии этого достаточно.
Кстати, не расстраивайтесь, если мальчишки любым ролевым играм предпочитают конструкторы, головоломки, шахматы и шашки. Это лишь означает, что их больше интересует предметная сторона дела, а не личностные взаимоотношения. Из таких ребят получаются отличные архитекторы, программисты и математики.
В данной рубрике мы стараемся рассмотреть полярные взгляды на поставленную проблему, а, значит, нам нужно изложить и негативные мнения по этому вопросу. Самым распространенным является то, что насильственными методами добиться ничего нельзя и в том числе заставляя ребёнка играть в те игры, в которые он не хочет. Например, папа химик, и конечно же, он в первую очередь принесёт домой набор «Юный химик» и с увлечением начнёт рассказывать своему малышу о чудесах науки. Но малыш тяготеет к музыке и слушает папу невнимательно, потому что ему просто не интересно, несмотря на то, что папа пытается вызвать интерес у сына в игровой форме.
Игрушки нужны для всестороннего развития ребёнка, с этим трудно поспорить. Но в момент, когда ребенок открывает для себя мир игры взрослый должен быть очень внимательным и подмечать интересы малыша и давать ему возможность выбора исходя из его предпочтений. Если ребёнок не знает, что ему нравится, он пробует играть во всё понемногу, но, если вы видите особый интерес, например, к самолётам, попробуйте сделать поле для аэродрома вместе с малышом и начать заполнять его другими модификациями летательных аппаратов или наземной техники. Но делайте это осторожно и постепенно, возможно вы ошиблись, и ваш ребёнок любит рисовать.
Некоторые детские мечты связаны с престижностью и популярностью той или иной профессии, её внешней стороной и с тем, что дети слышат о ней извне. Сейчас из уст малыша всё чаще можно услышать: «Когда я вырасту, стану большим начальником!». Однако, фантазируя о своём будущем и данной профессии, ребёнок мало понимает, в чём её суть. И тут роль взрослого попытаться выяснить у ребёнка то, в какой сфере деятельности он хочет быть начальником и рассказать ему как достичь этой цели, начиная с изучения самой профессии, предложив поиграть в настольную игру или конструктор, соответствующий данной профессии.
Стоит ли давать детям возможность пробовать себя в разных областях и искать им игры и игрушки для более детального знакомства с разными профессиями? Как вы считаете, нужны ли такие игрушки детям? Поделитесь с нами своим мнением, присылайте письма на адрес нашего издательства redaktor@i-igrushki.ru.
Светлана Хрущёва,
выпускающий редактор
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку