"Игры и Игрушки" №1-2012
Игрушка — дело нешуточное
Комитет по игрушке разрабатывал и утверждал требования, которым должны отвечать игры и игрушки в отношении их тематики и ассортимента. Он должен был рассматривать и утверждать новые и уже освоенные производством образцы игр и игрушек; запрещать производство и распространение игр и игрушек, не отвечающих целям и задачам коммунистического воспитания и гигиеническим требованиям, а также технически плохо оформленных.
Одна из этих задач актуальна и сегодня. О требовании безопасности игрушки свидетельствует Сертификат соответствия, который до второго полугодия 2010 года выдавался только на основании санитарно-эпидемиологического заключения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Сегодня эта процедура упрощена. Сертификат соответствия выдаётся Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии на основании Протокола лабораторных исследований. Срок действия документа — один год.
А вот за «содержание игрушки», увы, никто из производителей, поставщиков и тем более представителей государственных органов ответственности не несёт. Если обратиться к истории вопроса, то упомянутый Комитет по игрушке рассматривал планы производства игрушек по основным их видам (металлические, деревянные); анализировал планы институтов, ведущих научно-исследовательскую работу в области игр и игрушек; публиковал списки игр и игрушек, рекомендованных и допущенных к производству и запрещённых.
В состав Комитета по игрушке, кроме представителей Наркомпроса, входили специалисты из Наркомздрава, Наркомлегпрома, Наркомлеса и ещё шести ведомств, а также художники, опытные педагоги-практики, педологи, врачи и дошкольные работники. Сегодня трудно представить, чтобы за одним столом регулярно собиралось столько ведомств, занимающихся экспертизой игрушек. Между тем неслучайно в состав Комитета по игрушке входили представители Наркомлеса. Ведь дерево было основным материалом для изготовления игрушек в России. Обилие лесных массивов с многовековыми традициями деревообработки положило начало сначала кустарному, а затем промышленному производству деревянных игрушек.
Безопасность игрушки не должна сводиться лишь к наличию Сертификата соответствия. Современному экспертному совету необходимо мнение специалистов здравоохранения, ведь мы всё чаще говорим о лечебной, здоровьесозидающей функции игрушек и игровой среды в целом, а кто как не психологи, психиатры, ортопеды могут подсказать нам ответы на эти вопросы.
18 июня 1941г. Совет народных комиссаров РСФСР своим Постановлением № 462 возлагает на Народный комиссариат просвещения РСФСР «идеологическое и художественное руководство работой по производству детских игрушек» и разрешает создать Художественно-технический совет по игрушке (ХТС). Даже в годы войны «игрушка» не оставалась без внимания государства, есть документы, свидетельствующие о том, что коллегия Наркомпроса в 1942 и в 1943 годах утверждала состав Художественно-технического совета по игрушке.
ХТС должен был «рассматривать ассортимент и качество выпускаемых игрушек и решать вопрос о возможности их производства или о снятии с производства». В дальнейшем ХТС взял на себя функцию проведения «совместно с торгующими организациями периодических смотров состояния торговли игрушками и снабжения ими детских учреждений» с последующими предложениями «по вопросам улучшения ассортимента, повышения культуры торговли, участия в организации и проведении конкурсов на лучшие игрушки, игры, игровое оборудование».
ХТС разрабатывал и издавал рекомендательные списки игрушек, игр, игрового оборудования для детских учреждений. Прекратил свою деятельность он 1990-х годах, когда правительство РФ дало Минобразованию России право ввести «Временный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей». Правопреемником ХТС стала секция «Игрушка» Федерального экспертного совета Министерства образования РФ (ФЭС Минобразования России).
Сегодня психолого-педагогической экспертизой занимается незначительное число экспертных советов, которые разрознены, имеют стихийную практику оценки игрушки, не имеют единой нормативно-правовой и методической базы.
Правопреемником секции «Игрушка» ФЭС Минобразования России по праву можно считать Межрегиональную общественную организацию «Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей» (МОО «Экспертиза для детей»), учредителями и членами которой стали бывшие эксперты ФЭС Минобразования РФ, неравнодушные учёные, методисты, педагоги-практики, психологи, производители, авторы и разработчики, представители различных издательств и органов власти.
Известен исторический факт: в 1959 году в Москве на Кузнецком мосту прошла выставка русской народной игрушки под названием «Игрушки дают урок». Название выставки очень символично. Настала эпоха возрождения русской народной игрушки, и начало этому положила серия «Родная игрушка» со знаменитым Ванькой-встанькой, туесками с затеями, матрёшкой «Семья» и другими русскими народными игрушками.
Все члены этого Экспертного совета считают, что игрушка должна быть культуроcообразной и соответствовать принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.
Основные критерии психолого-педагогической экспертизы игрушек
Социальная и психологическая безопасность игрушки:
- в игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу;
- в игрушке или её описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребёнка;
- игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей;
- игрушка не должна вызывать психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребёнка.
- Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребёнка.
- Привлекательность игрушки для ребёнка.
- Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребёнка (творчество, познавательное, физическое и духовное развитие).
- Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в конструкции игрушки, логике игры и в их описании.
Дополнительные критерии:
- возможность использования игрушки в коллективной игре;
- возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями);
- прочность и долговечность игрушки;
- использование экологически чистых материалов;
- качество описания игрушки;
- качество упаковки игрушки.
Подумаем о будущем
Стремясь к улучшению качества игрушек в целом, давайте попробуем, изучив опыт прошлого и учитывая современные условия развития психолого-педагогической экспертизы, представить будущее. Нам необходим пакет документов, регламентирующих деятельность экспертных советов на территории России. На мероприятиях, проводимых в рамках Парламентских слушаний, выставок игрушек, обязательно должны звучать голоса педагогов, непосредственно соприкасающихся с детской игрой и использующих в своей деятельности игрушки и игровое оборудование. Экспертным советам важно проанализировать состояние производства, рынка и оснащения игровых комнат в разнопрофильных образовательных и культурно-медицинских учреждениях игровой продукцией. Для этого необходимо предусмотреть:- формирование единых реестров продукции, прошедшей экспертизу (для всех организаций, занимающихся экспертизой);
- в каталогах игровой продукции, обязательно должны быть маркеры, указывающие на продукцию, прошедшую психолого-педагогическую экспертизу.
Ирина Ивановна Казунина, директор МОО «Экспертиза для детей»
От редакции: присылайте свои мнения по адресу: redaktor@i-igrushki.ru.
Рекомендуем почитать
- Комментарии