"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2017
Игротека в пространстве ДОУ
Мир детей невозможно представить без игры. Недаром именно она выступает ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Существует множество причин помимо удовольствия, по которым игровую деятельность нужно считать положительной для ребёнка. Активная игровая позиция дошкольника выполняет важные функции в его развитии:
- даёт возможность, прежде всего, удовлетворить свои основные потребности, погрузившись в воображаемую ситуацию, стать «врачом», «поваром», «моряком»;
- открывает широкие горизонты для общения, прежде всего, со сверстниками, даёт возможность взаимодействовать внутри разных ролей, служит в будущем базой для развития самых разных навыков в общении;
- помогает реализовать естественную потребность ребёнка в движении;
- способствует развитию психических познавательных процессов дошкольника: внимания, мышления, воображения, речи и (в этом кроется успех дальнейшего формирования интеллектуального и личностного потенциала ребёнка);
- служит фундаментом для успешного перехода к новому виду деятельности – учёбе.
Развитие ребёнка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, развивающий деятельность ребёнка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у неё более узких качеств, таких как самостоятельность, активность. При построении игровой среды педагоги должны руководствоваться принципами в соответствии с федеральным государственного образовательным стандартом дошкольного образования. Согласно ему среда должна быть содержательно-насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; безопасной; доступной.
Это предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Все игровые центры должны быть расположены так, чтобы дети имели возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Центр сюжетно-ролевой игры
Выделяется место для кукольного игрового уголка, оборудованного с целью различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр. Содержание кукольного уголка соответствует разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется по мере освоения детьми тех или иных игровых действий.
Педагогу следует предусмотреть наличие в игровом уголке предметов, которые дети могли бы использовать в роли заместителей. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занимают детские поделки, применяемые в играх (деньги, кошельки из бумаги, «таблетки», бланки для рецептов и другое).
Центр сюжетно-ролевой игры должен предполагать раскрытие индивидуальных способностей ребёнка. У нас представлены игры «Мужская и женская профессии», «Кому что нужно?», «Подбери одежду для мальчика и девочки», альбомы «Для вас, девочки», «Для вас, мальчики», групповые портреты, нарисованные детьми, оформленные визитные карточки – «бейджики», альбомы в рисунках «Мой лучший друг», фотоальбомы «Наши добрые дела», «Неразлучные друзья».
Центр книги
Работая с детьми в пространстве «Центр книги», педагог может использовать приёмы эффективного метода сказкотерапии. В этот уголок включаются все игры и оборудование для развития речи детей, книжки-малышки по словотворчеству.Центр науки
Это и уголок природы, и место для детского экспериментирования, опытов с соответствующим оборудованием и материалами. У воспитателей, которые видят недостаточность внимания к проблемам трудового воспитания, появляется возможность познакомить детей с разными видами труда, изучить орудия производства.Невозможно недооценить значение дидактических и настольно-печатных игр для формирования у ребёнка предпосылок к сюжетно-ролевой игре. Этим объясняется необходимость иметь в группе разнообразные настольные игры, дидактические игрушки.
Центр театрализованных игр
Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Предназначенные для этого костюмы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций должны быть доступны для детей. Знакомство с разными видами театра способствует развитию творческой самостоятельности детей в передаче образа персонажа, желанию попробовать себя в разных ролях, воспитанию артистических качеств. Целеобразно привлекать к оформлению игровых зон самих детей, вместе с ними изготавливать атрибуты, обыгрывать их.Центр двигательной активности
Пространство центра двигательной активности позволит обогатить физкультурно-оздоровительную среду. Центр предназначен для расширения организованных и самостоятельно-игровых форм двигательной активности детей дошкольного возраста, что является актуальным в рамках реализации здоровье сберегающих технологий в ДОУ.Центр уединения
Эта зона предполагает ребёнку отвлечься от игр, успокоится, подумать и поразмышлять. Здесь может происходить обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр: «Коврик дружбы», «Мирилки», «Подушка примирения», «Коробочка примирения». Здесь могут находиться фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями.При создании игрового пространства все детали должны быть продуманы. Каждый элемент должен нести определенную нагрузку: не может быть случайных игр, оборудования; игрушки, мебель, пол, стены – всё служит развитию и обогащению игровой деятельности дошкольника. Таким образом, игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые бы давали простор изобретательности.
Ирина Соловьева, заведующая МБДОУ
Большешироковский детский сад,
Нижегородская обл., с. Большое Широкое
Рекомендуем почитать
- Комментарии