"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2016
Игротека Совёнок
Создание психологически безопасной образовательной среды для детей с ОНР
Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта. Поэтому, при организации деятельности группы, особое внимание я уделила формированию предметно-развивающей среды.
При построении развивающей среды своей группы я ориентировалась на следующие принципы:
• принцип открытости–закрытости – позволяет осуществить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
• принцип гибкого зонирования – позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
• принцип функциональной динамичности – позволяет трансформировать пространство востребованными, многофункциональными вариативными ресурсами;
• принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого – позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребёнка и усвоения им социального опыта;
• принцип «половых и возрастных» различий детей – позволяет осуществлять гендерный подход и удовлетворять потребности всех возрастных категорий.
В соответствии с принципами построения предметно-развивающей среды для детей с ОНР в групповой комнате я рационально выделила разнообразные микросреды, уголки и центры.
Информативный уголок для родителей. Здесь размещены консультации, папки-передвижки, библиотека для родителей, буклеты, выпуски ежемесячной газеты «Солнышко», советы узких специалистов.
Уголок «Будем говорить правильно» в групповом помещении – специфика контингента детей (дети с общим недоразвитием речи) – диктует особенности построения и содержания развивающей среды по развитию и коррекции речи. Этот уголок оснащён разнообразными материалами для коррекции речи; альбомы познавательного содержания; дидактические, речевые игры и пособия «Профессии», «Времена года», «Транспорт»; разнообразный речевой материал по лексическим темам «Домашние и дикие животные», «Насекомые»; картины по развитию речи. Развивающая среда в логопедических группах изменяется, пополняется и соответствует изучаемой лексической теме по плану работы учителя-логопеда.
Центр «Науки и природы». Здесь мои маленькие «почемучки» превращаются в любознательных испытателей, проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов. Такое экспериментирование позволяет детям применять знания о природе при анализе новых ситуаций, применять первые научные знания. Подобранный наглядно-дидактический материал даёт детям представление о целостной картине мира, о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Среди пособий – глобус, географический атлас для дошкольников, представляющий флору и фауну различных уголков Земли, макеты природных зон, альбомы с творческими и проблемными заданиями, дидактический материал по ознакомлению с трудом взрослых.
Центр «Читай-ка» содержит книги разной тематики, энциклопедии, дидактические и настольно-печатные игры, папку «Писатели детям». Постоянное совместное и индивидуальное общение с литературными и изобразительными искусствами в детской книге, постепенно формирует этические чувства и сознание детей.
Уголок «Нравственно-патриотическое воспитание» представлен в виде большого количества познавательной литературы, иллюстраций.
«Центр сюжетно-ролевой игры» помогает формировать у детей основы культуры общения через решение проблемных ситуаций, где закрепляются знания об окружающей действительности.
«Центр художественного творчества». В нём имеются наглядные пособия, репродукции картин, образцы народных промыслов, широкий спектр стандартных и нестандарных изобразительных материалов для свободного творчества. Детские рисунки присутствуют как в оформлении групповых комнат, так и на выставочных стендах детского сада.
В центре игры «Совёнок» созданы благоприятные условия для самостоятельной детской деятельности. Детям предоставлена возможность использовать по своему усмотрению различные предметы: пособия, дидактические и настольно-печатные игры, строительно-конструктивные игры, игры на развитие мелкой моторики. Материалы и оборудование обеспечивают их свободный выбор и доступность.
Уголок «Заниматика» обеспечивает богатый демонстрационный и раздаточный материал для формирования элементарных математических представлений, развивающие игры «Весёлая математика», «Цифры», «Формы».
Уголок «Здоровячок» собрал в себе традиционное и нетрадиционное оборудование для проведения оздоровительной работы в течение дня, обеспечивающее двигательную активность детей, способствующее приобщению к миру физической культуры и здоровому образу жизни. Имеются наборы мячей, разного вида дорожки, кольцебросы, атрибуты к спортивным играм: кегли, скакалки, атрибуты для подвижных игр. Так же собраны картотеки спортивных, подвижных и народных игр различной степени подвижности; картотеки комплексов утренних гимнастик, пальчиковых гимнастик и дыхательных упражнений; физминуток и релаксационных упражнений; гимнастик пробуждения; альбомы «Виды спорта», «Олимпиада», «Наши спортсмены», «Мы здоровы».
Центр «Играем в театр». Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, он позволяет решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии. У меня в группе появились разнообразные виды кукольного театра: театр «Би-ба-бо», театр «Ложек», театр мягкой игрушки, пальчиковый театр, театр на габите, театр «Дымковской игрушки», театр на фланелеграфе, театр «Кукол-дергунчиков», театр «Кукол-марионеток», театр «Шагающей игрушки», театр «Прищепок», театр «Сказка на ладошке», театр «Масок», театр из бросового материала. Оформлены различные ширмы для показа кукольного, настольного, теневого театра. Есть атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Театр» – театральная касса, афиши, билеты. Оформлена мини-гримёрная, мини-костюмерная; дидактические игры; оформлена подборка иллюстрированных книг из серии «Русские народные сказки»; картотека народных игр со словами; картотека подвижных игр со словами; картотека пальчиковых игр. Используя кукол, мы постоянной разыгрываем маленькие сценки, сказки, ролевые диалоги. Но театр у нас существует не ради инсценировок и импровизаций. Это не самоцель. Главное, чтобы мои дети поверили в себя, в свои силы, научились преодолевать робость, научились общаться друг с другом.
«Уголок уединения» в группе – это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать.
Так как места в групповой комнате не очень много, то наш уголок уютно разместился в игровой комнате, и выполняет разные игровые функции. Это и сам «Уголок уединения», цель которого, создать условия для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций. В этом случае я использую мягкий диванчик, удобные кресла, ширму, подушки-«плакушки». Хорошо использовать мягкие игрушки разных размеров: обняв такую подушечку или игрушку, ребёнок может поделиться с ней своим настроением; альбом с семейными фотографиями воспитанников – в любой момент ребенок может его открыть и мысленно оказаться рядом со своими близкими людьми, почувствовать их любовь, дающую чувство уверенности и защищённости в окружающем мире.
Также эта зона может быть и «Уголком настроения», цель которого – способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого. В этом случае я использую различные дидактические игры по изучению эмоциональных состояний. Дидактические игры: «Чувства и эмоции», «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей, «Эмоции в сказках». Каждая игра подбирается в зависимости от ситуации. Если я вижу, что ребёнок чувствует себя некомфортно, то сначала пытаюсь мягко выяснить причину его состояния. И только потом, предлагаю ребёнку поиграть в ту или иную игру.
В зависимости от состояния детей наш уголок может быть и «Уголком гнева». Его цель – дать возможность детям в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения. В таких ситуациях дети могут использовать «Коврик злости» – самодельный коврик, на котором дети могут потоптаться; коробочка гнева и раздражения «Спрячь всё плохое» – коробочка тёмного цвета, куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»); коробочка «Попробуй порви» – дети мнут или рвут листы бумаги различной фактуры, стаканчики «Для крика», «Волшебные бутылочки». Всё это, при умелом использовании педагогами, поможет детям нормализовать свою эмоциональную сферу и быть успешными в коллективе.
Так же мною была изготовлено «Сердечко дружбы», «Солнышко помири» – цель которых налаживать отношения между сверстниками и устранять конфликтные ситуации. Также подобрана картотека весёлых «мирилок». Весь этот материал, атрибуты, игры не могут одновременно находиться в уголке уединения. Я периодически меняю атрибутику, дополняю соответствующими играми, всем необходимым материалом. Таким образом, уголок уединения помогает ребёнку и взрослому справиться с рядом возможных проблем.
Созданная мной предметно-развивающая среда обеспечивает максимальный психологический комфорт каждому воспитаннику, создаёт возможность для реализации его права на свободный выбор вида деятельности. Для меня, как воспитателя, лучшей оценкой моей работы является фраза ребёнка: «Мама, зачем ты так рано пришла за мной, я ещё не хочу идти домой!».
Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта. Поэтому, при организации деятельности группы, особое внимание я уделила формированию предметно-развивающей среды.
При построении развивающей среды своей группы я ориентировалась на следующие принципы:
• принцип открытости–закрытости – позволяет осуществить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
• принцип гибкого зонирования – позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
• принцип функциональной динамичности – позволяет трансформировать пространство востребованными, многофункциональными вариативными ресурсами;
• принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого – позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребёнка и усвоения им социального опыта;
• принцип «половых и возрастных» различий детей – позволяет осуществлять гендерный подход и удовлетворять потребности всех возрастных категорий.
В соответствии с принципами построения предметно-развивающей среды для детей с ОНР в групповой комнате я рационально выделила разнообразные микросреды, уголки и центры.
Информативный уголок для родителей. Здесь размещены консультации, папки-передвижки, библиотека для родителей, буклеты, выпуски ежемесячной газеты «Солнышко», советы узких специалистов.
Уголок «Будем говорить правильно» в групповом помещении – специфика контингента детей (дети с общим недоразвитием речи) – диктует особенности построения и содержания развивающей среды по развитию и коррекции речи. Этот уголок оснащён разнообразными материалами для коррекции речи; альбомы познавательного содержания; дидактические, речевые игры и пособия «Профессии», «Времена года», «Транспорт»; разнообразный речевой материал по лексическим темам «Домашние и дикие животные», «Насекомые»; картины по развитию речи. Развивающая среда в логопедических группах изменяется, пополняется и соответствует изучаемой лексической теме по плану работы учителя-логопеда.
Центр «Науки и природы». Здесь мои маленькие «почемучки» превращаются в любознательных испытателей, проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов. Такое экспериментирование позволяет детям применять знания о природе при анализе новых ситуаций, применять первые научные знания. Подобранный наглядно-дидактический материал даёт детям представление о целостной картине мира, о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Среди пособий – глобус, географический атлас для дошкольников, представляющий флору и фауну различных уголков Земли, макеты природных зон, альбомы с творческими и проблемными заданиями, дидактический материал по ознакомлению с трудом взрослых.
Центр «Читай-ка» содержит книги разной тематики, энциклопедии, дидактические и настольно-печатные игры, папку «Писатели детям». Постоянное совместное и индивидуальное общение с литературными и изобразительными искусствами в детской книге, постепенно формирует этические чувства и сознание детей.
Уголок «Нравственно-патриотическое воспитание» представлен в виде большого количества познавательной литературы, иллюстраций.
«Центр сюжетно-ролевой игры» помогает формировать у детей основы культуры общения через решение проблемных ситуаций, где закрепляются знания об окружающей действительности.
«Центр художественного творчества». В нём имеются наглядные пособия, репродукции картин, образцы народных промыслов, широкий спектр стандартных и нестандарных изобразительных материалов для свободного творчества. Детские рисунки присутствуют как в оформлении групповых комнат, так и на выставочных стендах детского сада.
В центре игры «Совёнок» созданы благоприятные условия для самостоятельной детской деятельности. Детям предоставлена возможность использовать по своему усмотрению различные предметы: пособия, дидактические и настольно-печатные игры, строительно-конструктивные игры, игры на развитие мелкой моторики. Материалы и оборудование обеспечивают их свободный выбор и доступность.
Уголок «Заниматика» обеспечивает богатый демонстрационный и раздаточный материал для формирования элементарных математических представлений, развивающие игры «Весёлая математика», «Цифры», «Формы».
Уголок «Здоровячок» собрал в себе традиционное и нетрадиционное оборудование для проведения оздоровительной работы в течение дня, обеспечивающее двигательную активность детей, способствующее приобщению к миру физической культуры и здоровому образу жизни. Имеются наборы мячей, разного вида дорожки, кольцебросы, атрибуты к спортивным играм: кегли, скакалки, атрибуты для подвижных игр. Так же собраны картотеки спортивных, подвижных и народных игр различной степени подвижности; картотеки комплексов утренних гимнастик, пальчиковых гимнастик и дыхательных упражнений; физминуток и релаксационных упражнений; гимнастик пробуждения; альбомы «Виды спорта», «Олимпиада», «Наши спортсмены», «Мы здоровы».
Центр «Играем в театр». Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, он позволяет решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии. У меня в группе появились разнообразные виды кукольного театра: театр «Би-ба-бо», театр «Ложек», театр мягкой игрушки, пальчиковый театр, театр на габите, театр «Дымковской игрушки», театр на фланелеграфе, театр «Кукол-дергунчиков», театр «Кукол-марионеток», театр «Шагающей игрушки», театр «Прищепок», театр «Сказка на ладошке», театр «Масок», театр из бросового материала. Оформлены различные ширмы для показа кукольного, настольного, теневого театра. Есть атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Театр» – театральная касса, афиши, билеты. Оформлена мини-гримёрная, мини-костюмерная; дидактические игры; оформлена подборка иллюстрированных книг из серии «Русские народные сказки»; картотека народных игр со словами; картотека подвижных игр со словами; картотека пальчиковых игр. Используя кукол, мы постоянной разыгрываем маленькие сценки, сказки, ролевые диалоги. Но театр у нас существует не ради инсценировок и импровизаций. Это не самоцель. Главное, чтобы мои дети поверили в себя, в свои силы, научились преодолевать робость, научились общаться друг с другом.
«Уголок уединения» в группе – это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать.
Так как места в групповой комнате не очень много, то наш уголок уютно разместился в игровой комнате, и выполняет разные игровые функции. Это и сам «Уголок уединения», цель которого, создать условия для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций. В этом случае я использую мягкий диванчик, удобные кресла, ширму, подушки-«плакушки». Хорошо использовать мягкие игрушки разных размеров: обняв такую подушечку или игрушку, ребёнок может поделиться с ней своим настроением; альбом с семейными фотографиями воспитанников – в любой момент ребенок может его открыть и мысленно оказаться рядом со своими близкими людьми, почувствовать их любовь, дающую чувство уверенности и защищённости в окружающем мире.
Также эта зона может быть и «Уголком настроения», цель которого – способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого. В этом случае я использую различные дидактические игры по изучению эмоциональных состояний. Дидактические игры: «Чувства и эмоции», «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей, «Эмоции в сказках». Каждая игра подбирается в зависимости от ситуации. Если я вижу, что ребёнок чувствует себя некомфортно, то сначала пытаюсь мягко выяснить причину его состояния. И только потом, предлагаю ребёнку поиграть в ту или иную игру.
В зависимости от состояния детей наш уголок может быть и «Уголком гнева». Его цель – дать возможность детям в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения. В таких ситуациях дети могут использовать «Коврик злости» – самодельный коврик, на котором дети могут потоптаться; коробочка гнева и раздражения «Спрячь всё плохое» – коробочка тёмного цвета, куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»); коробочка «Попробуй порви» – дети мнут или рвут листы бумаги различной фактуры, стаканчики «Для крика», «Волшебные бутылочки». Всё это, при умелом использовании педагогами, поможет детям нормализовать свою эмоциональную сферу и быть успешными в коллективе.
Так же мною была изготовлено «Сердечко дружбы», «Солнышко помири» – цель которых налаживать отношения между сверстниками и устранять конфликтные ситуации. Также подобрана картотека весёлых «мирилок». Весь этот материал, атрибуты, игры не могут одновременно находиться в уголке уединения. Я периодически меняю атрибутику, дополняю соответствующими играми, всем необходимым материалом. Таким образом, уголок уединения помогает ребёнку и взрослому справиться с рядом возможных проблем.
Созданная мной предметно-развивающая среда обеспечивает максимальный психологический комфорт каждому воспитаннику, создаёт возможность для реализации его права на свободный выбор вида деятельности. Для меня, как воспитателя, лучшей оценкой моей работы является фраза ребёнка: «Мама, зачем ты так рано пришла за мной, я ещё не хочу идти домой!».
Светлана Михайлова, воспитатель МБДОУ Д/с № 7 пгт.Никель
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку