"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2019
Игротека Московского Дворца пионеров
Игротека Московского Дворца пионеров имеет давнюю и интересную историю. Уже в 1936 году в Московском доме пионеров, то есть в год его открытия, имелась комната для игр. В 1946 году в Доме пионеров и октябрят появился Отдел игр и развлечений – специализированное структурное подразделение, нацеленное на активное вовлечение игр и игровых форм поведения в образовательно-воспитательный процесс, организацию содержательного познавательного досуга детей. На протяжении 41 года его руководителем, вдохновителем и идейным лидером являлся Ефим Маркович Минскин. Именно благодаря его энергичной и целеустремлённой работе появлялись на свет и получали дальнейшее развитие уникальные проекты, расширяющие диапазон форм и методов работы игротек.
В 1949 году начала работать Передвижная игротека, которая повысила доступность Игротеки для детей. Педагоги выезжали на специально оборудованной машине с играми и реквизитом непосредственно к воспитанникам в пионерские лагеря, школы и места для организованного досуга, такие, например, как парки.
В 1956 году бригады московских школьников начали работать на Пионерской фабрике игр и головоломок-мастерской, моделирующей организацию и технологические процессы реального производства. Ребята распределялись по специальностям, работали с чертежами, осваивали инструменты, изготавливали детали, осуществляли сборку и финальную обработку деревянных коробчатых игр, наборов головоломок и игрового реквизита. В итоге бригада привозила в свою школу полноценный комплект оборудования для школьной игротеки. Дальнейшая работа такой игротеки обеспечивалась пионерским активом школьной дружины.
В 1950 году зародилась замечательная традиция – проводить в дни осенних школьных каникул большой праздник игры: «Неделю игры и игрушки». Эта традиция жива и поныне.
В этом году, с 29 октября по 4 ноября 2019 года, Московский Дворец пионеров собирает московских школьников, их педагогов и родителей на программы «Играй, город!» и «Большая игротека». Участникам предстоит не просто познакомиться с разнообразными играми, но и научиться в них играть, освоить необходимые игровые компетенции и проявить себя в мини-турнирах, подтвердив свою квалификацию Игромастера.
Хочется отметить, что это не просто сюжетная легенда, служащая для объединяющей программу игры, и не имеющая утилитарного значения. В Атласе новых профессий, в разделе «Образование», среди многочисленных профессий будущего, можно найти описание профессий «Игропедагог» и «Игромастер». Приходит время, когда игра, игровые технологии, формы и методы работы занимают прочные позиции в образовании, профессиональной деятельности, досуге, повседневной жизни.
Современная Игротека Московского Дворца пионеров является универсальной площадкой, организационная форма и ресурс которой позволяют реализовывать в различных вариантах работу по организации игровой деятельности обучающихся, внедрению игровых технологий в образовательный процесс, проведению познавательных мероприятий.
Как организована работа Игротеки
Возрастная ориентация – от 6-и лет и старше, возможны совместные игры с родителями.Формы работы: свободное посещение, тематические игровые программы различного уровня, занятия профильных учебных групп, регулярные клубные встречи.
Свободное посещение – это основная, по объёму времени, форма работы Игротеки. Она направлена на обеспечение каждому ребёнку оптимальных условий удовлетворении потребности в игре. Для обеспечения принципа доступности Игротека работает по регулярному графику все 7 дней в неделю. Вход, как и выход, свободный. Для того, чтобы Игротека была комфортным местом и воспринималась детьми как территория свободной игры, педагогическое руководство в ней опосредованное – большая часть игр находится в свободном доступе на столах и на открытых полках. Дети самостоятельно, в соответствии со своими актуальными желаниями и предпочтениями выбирают себе игры, определяются с партнёрами и временем для игр. Педагог при этом внимательно отслеживает и сопровождает происходящие в зале процессы, помогает сориентироваться в выборе, объясняет правила и условия игр, демонстрирует необходимые приёмы, учит разрешать конфликтные ситуации и так далее.
Что мы можем предложить для организованного досуга?
Игротека наполнена различными играми, отвечающими самым разнообразным познавательным запросам обучающихся.Древние и редкие логические игры на досках: «Калах», «Претва», «Реверси», «Лиса и гуси», «Мельница», «Астар»; популярные настольные игры: «Дети Каркасон», «Эволюция», «Диксит», «Скоростные колпачки», «Дженга» и другие; логические задачки и головоломки: «Ханойская башня», «Кубики Кооса», «Куб сома», задания со спичками, задания на стендах, механические головоломки и прочее; строительные игры и конструкторы: макси кубики «Элтик», строительное домино, брусочки для строительства, шашечки для строительства на неустойчивых основаниях, пластиковые конструкторы с различными типами соединения деталей; игры на ловкость и сноровку: закидушки и накидушки разных видов (стаканчики, «Буратино», «Кендама», «Бильбоке»), волчкодром с крупными юлами, качающийся лабиринт; наборы манипулятивных народных игр: «Бирюльки», «Блошки», «Свинки», «Камешки»; игры на меткость: кольцебросы, «Горка-кегельбан2, «Целься метко», «Избавься от шашек» и так далее; настольные спортивные игры: настольный хоккей, настольный футбол, «Аэрохоккей», «Жульбак» и тому подобные.
У нас найдутся развлечения на любой вкус, а если кто-то из детей не умеет играть в ту или иную игру, на помощь всегда придёт сотрудник игротеки и расскажет правила, поделится своим опытом и знаниями. Приезжайте к нам на «Неделю игры и игрушки» и вы увидите всё своими глазами!
Андрей Ерошкин, рук. направления
начального тех. моделирования и
игровых технологий ГБПОУ
«Воробьёвы горы» г. Москва
- Комментарии