"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2013
Играть или учить?
И родители ищут такой детский сад, в котором как можно раньше и как можно больше учат. Учат читать, считать до ста и обратно, учат иностранному языку, логике, риторике, грамматике, математике. За такой детский сад они готовы платить немалые деньги. Система дошкольного воспитания всё более превращается в низшую ступень школьного обучения. Страх перед будущим берёт своё, и «готовность к школе» становится главной целью родителей, воспитателей и даже психологов, работающих в детских садах. Эта тенденция весьма опасна, ибо несёт непредсказуемые социальные последствия.
Дело в том, что в силу психологических особенностей дети дошкольного возраста не способны к осознанной и целенаправленной учебной деятельности. Знания и умения, приобретаемые в учебных занятиях и не включённые в контекст жизненных интересов детей, не имеют для дошкольников личного смысла, а потому плохо усваиваются и не несут развивающего эффекта.
Заучив термины и формулировки, дети не понимают их и не могут использовать. К примеру, заучив названия отдельных месяцев или дней недели, они не знают, какое сейчас время года. Такие оторванные от реальной жизни детей знания остаются бессмысленными речевыми штампами, а готовность к школе весьма сомнительна. Дети не могут учиться только потому, что этого хотят взрослые. И дело здесь совсем не в том, что они ленивые и непослушные. Беда в том, что они теряют возможности, которые открывает перед ними дошкольное детство.
Дошкольный возраст — уникальный период развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развиваются воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в главной и ведущей деятельности дошкольника — в игре.
В детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились сюжетно-ролевые игры — и по количеству, и по продолжительности. Это отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов. Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен занятиями и на свободную игру остаётся не менее часа. Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно играть — они возятся, дерутся, толкаются, поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом педагоги отмечают, что дошкольники не умеют и не хотят играть.
К сожалению, это действительно так. Игра не возникает сама собой, а передаётся от одного поколения детей к другому — от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана, разновозрастные детские сообщества — в семье, во дворе, в квартире — встречаются редко. Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, они не умеют этого делать да и не считают важным. Если взрослые чем-то и занимаются с детьми, то в основном они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.
Сворачивание игры в дошкольном возрасте негативно отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью в том, что, играя, ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам (открытым или заданным в игровой роли), причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его в волевое.
Поэтому игра, оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребёнка деятельностью, становится школой произвольного поведения, учит ребёнка преодолевать свои импульсивные желания, добиваться цели, пусть пока игровой. Игра наводит порядок в голове ребёнка, помогает ему понять себя и своё отношение к миру. Это та сфера, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. И вместе с тем, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и, главное, учатся правильно поступать.
Отношение современных дошкольников к игре, а значит, и сама игровая деятельность существенно изменились. Несмотря на то, что сохранились и остались популярными некоторые игровые сюжеты (прятки, салочки, дочки-матери), из игры уходит «правилосообразность»: дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнять.Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или идеалом правильного поведения. А ведь именно такое самостоятельное регулирование своих действий позволяет ребёнку превратиться в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения — бытовыми, учебными, коммуникативными, социальными и пр. Однако эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним.
Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они добровольно и ответственно принимаются (или порождаются) самими детьми, поэтому в них представление о том, что и как надо делать, слиты с желаниями и эмоциями. В развитой форме игры дети сами стремятся действовать правильно. То обстоятельство, что правила уходят из игры, свидетельствует о том, что у современных детей игра перестаёт быть «школой произвольного поведения», однако никакая другая деятельность не может выполнить эту функцию для ребёнка 3–6 лет. А ведь произвольность — это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всех этих качеств. В результате их поведение остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых.
Детство — самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Но это ещё и время наиболее интенсивного формирования личности. То, что не сформировалось в детские годы, уже невозможно «впихнуть» во взрослого человека.
Как показывают наблюдения, современные дошкольники не умеют сами организовать свою деятельность, наполнить её смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки. У большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. А поскольку именно дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств, не следует полагать, что все эти способности потом возникнут в более зрелом возрасте сами собой. Бедность и примитивность игры пагубным образом отражается и на коммуникативном развитии детей. Общение дошкольников происходит в основном в совместной игре. Именно общая игра с её правилами, сюжетом, распределением ролей и есть главное содержание детского общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила общения.
Дошкольники, не умеющие играть, не могут содержательно общаться, они не способны к совместной деятельности, не интересуются нуждами и проблемами сверстников. У них выражены проявления агрессивности, отчуждённости, враждебности к сверстникам. Дети могут просто так, без особой причины больно стукнуть товарища головой об стену, оттаскать за волосы, отнять игрушку, обидеть, не испытывая особых переживаний. Нетрудно представить, какие последствия, в том числе и социальные, могут иметь подобные детские «шалости». Как правило, эти проблемы мало волнуют родителей и воспитателей. Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребёнка считается степень готовности к школе, которая выражается в умении считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Подобная «готовность» не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению: пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, дети часто не хотят идти в школу и теряют интерес к учёбе уже в младших классах.
Преимущества раннего обучения сказываются лишь в первые два-три месяца школьной жизни — таких «готовых» детей уже не надо учить читать и считать. Но как только требуется проявить самостоятельность, любознательность, способность решать и думать, эти дети пасуют и ждут указаний взрослого. Надо ли говорить, что пассивность, отсутствие интереса и самостоятельности, внутренняя пустота приведут к весьма печальным результатам и не только в школе. Надо понимать, что лишая ребёнка игры и заставляя его учиться, мы забираем у него детство, а значит, крадём у него целый мир детских переживаний, стремлений, отношений и лишаем его возможности стать полноценным человеком.
Елена Смирнова, профессор, доктор психологических
наук, руководитель Московского Центра психолого-
педагогической экспертизы игры и игрушки
Рекомендуем почитать
- Комментарии