"Игры и Игрушки" №1-2020
Играем и говорим. Развитие фонематического восприятия с помощью игр
Для начала определимся с самим понятием «фонематического восприятия». Фонематическим восприятием называют способность детей безошибочно понимать звуковые составы слов, а именно: сколько слогов в слове или сколько в нём звуков.
Ведь уже в 5-6 лет они способны определить на слух наличие или отсутствие тех или иных звуков в словах. Исключением может стать такая группа звуков, как «с-ц», «с-ш», «ш-ж». Но и с этой проблемой ребёнок может справиться с помощью родителей и специалистов. Предлагаем вам специальные упражнения и игры для развития у детей навыков фонематического восприятия.
Игровое упражнение «Отгадай что звучало»
Формирование фонематического слуха начинается с восприятия бытовых и музыкальных шумов. Для начала можно использовать музыкальные инструменты (маракасы, бубен, треугольник, губную гармошку, барабан). Ребёнок отвернулся или закрыл глаза, а в это время прозвучал какой-то музыкальный инструмент. Попросите малыша угадать, какой именно?Игровое упражнение «Ритм»
Попросите ребёнка отхлопать заданный ритмический рисунок. Сначала 2-3 хлопка, затем увеличивайте их количество в разном темпе. Так можно отхлопать любую песню. Спустя какое-то время ребёнок сможет придумать и отхлопать даже свою собственную мелодию! Можно хлопать в ладоши, стучать по столу, топать ногами и даже записывать ритм на лист бумаги в виде длинных и коротких палочек, точек.Игровое упражнение «Назови первый и последний звук в слове»
Покажите ребёнку карточки с картинками (автобус, мак, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот), попросите назвать, что на них изображено, а потом назвать в данном слове первый и последний звук.Игровое упражнение «Поймай звук»
Встаньте напротив ребёнка и прикройте рот листком бумаги. Начните произносить разные звуки, а ребёнка попросите хлопать с ладоши, когда он услышит заданный (например, звук «Л»). Можно начинать с отдельных звуков, затем переходить к словам.Игра «Слова»
Этот набор игр известен многим родителям, но не многие их вспоминают. А они, как оказывается, развивают фонематическое восприятие и фонематический слух ребёнка.Первый вариант – по очереди подбирать слова, которые бы начинались на последнюю букву предыдущего. В начале игры выбирается определённая тематика.
Второй вариант – попросить ребёнка составить такое предложение, в котором бы все слова начинались с одного звука, например, со звука «М»: мама моет Машу мочалкой.
Третий вариант – попросите ребёнка найти в комнате все предметы, в названии которых присутствует звук «У» (бумага, дудочка, стул).
Игра «Путаница»
Предложите ребёнку составить слова из слогов, данных в беспорядке.Ко-ло-мо – молоко
Ша-ка – каша
Ба-шу – шуба
Игра «Разведчик»
Покажите ребёнку предметы, которые вы впоследствии спрячете от него. Все они должны начинаться на определённую букву. Затем попросите найти их. Кто смог выполнить задание, получает титул настоящего разведчика.Игровое упражнение «Цветной калейдоскоп»
Предложите ребёнку цветные карточки, всех цветов радуги (их можно просто нарезать из цветного картона). Допустим, он выбрал жёлтую карточку – значит, нужно найти в комнате все предметы жёлтого цвета и назвать их. Таким образом, мы развиваем не только фонетическое восприятие, но и восприятие всего, что нас окружает, пополняем словарный запас, учим цвета.Игра «Найди картинку»
Выложите перед ребёнком картинки, названия которых близки по звучанию (мак, бак, рак, лак…). Называйте их в произвольном порядке, предложите ребёнку отобрать и расставить картинки в порядке их озвучивания.Во время дидактических игр по развитию фонематического восприятия у детей есть возможность не только раскрыть свои способности, стимулировать речь, но и научиться активизировать внимание и контактировать со взрослыми. Однако важна не только сама игра, как таковая, но и желание ребёнка играть в неё! А значит оценка таких игр всегда должна быть положительной. Сейчас можно найти в продаже множество готовых игр, и развивать ребёнка с помощью них.
Например: «Игротека речевых игр. Играем в рифмы». В наборе много цветных карточек и картинок, которые можно разрезать.
Игра «Соображарий» включает в себя такие задания, как «Нарисуй и отгадай», «Скажи наоборот», «Объясни слово».
Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия. Пусть детям будет весело
и интересно!
Татьяна Шевченко, учитель-логопед
ГБОУ Школа №460, г. Москва
- Комментарии