"Игры и Игрушки" №4-2020
Игра в песок как метод психологической помощи
Когда стало ясно, что во многом в своей жизни мы обязаны тому, как проходило наше детство, специалисты логично рассудили: зачем же ждать, пока человек вырастет и отработает все свои комплексы? Не разумнее ли прямо с детства помогать разбираться со своими переживаниями, чтобы все стадии развития психики проходили максимально гармонично при любых жизненных обстоятельствах.
Но это было не так-то просто организовать, ведь ребёнка не уложишь на кушетку и не подвергнешь методу свободных ассоциаций. Нужно было понять, в чём так же ясно можно было наблюдать проявление детского «бессознательного». И этой деятельностью оказалась игра. Именно в игре можно узнать о внутреннем мире ребёнка очень многое. Поэтому психологи стали наблюдать за детскими играми и создавать пространство, где игра могла бы разворачиваться свободно, спонтанно и безопасно для ребёнка. То есть, по сути те же самые условия, которые соблюдаются в кабинете психотерапевта - защита, полное принятие, возможность самовыражения.
Для игры, как известно, нужны материалы, какие-то игрушки. Поэтому одной из задач психологов стало создание такого набора игрушек, с помощью которого можно было бы проиграть любую тему и жизненную ситуацию, будь то рождение младшего братика, появление новых ситуаций в жизни или смена привычной обстановки. Нужны были игрушки и для выражения разных эмоций. Например, накопились у ребёнка раздражение и обида, он берёт фигурку ужасного монстра и рушит ей город из кубиков. А скелеты и приведения помогают встретиться со своими страхами и победить их.
С другой стороны, игра - это своего рода творческий акт. Во время игры каждый ребёнок может создать какое-то уникальное пространство и сам решить, как там всё будет устроено, что там будет происходить. Одному малышу хочется играть в кукольный домик, другому - в битву солдатиков, а третьему будет интересно строить железную дорогу. На это опиралась детский врач Маргарет Ловенфельд, предложив научному сообществу методику «Мир». Она просила своих клиентов из небольших фигурок создать какой-то мир на подносе с песком.
Не сложно догадаться, что этот игрушечный мир был, по сути, проекцией внутреннего мира ребёнка, и вскоре психоаналитики научились достаточно хорошо расшифровывать, что стоит за теми или иными символами. Но самое важное то, что в процессе создания этих миров в жизни и состоянии человека начинали происходить положительные изменения.
Так психотерапевты получили эффективный инструментарий для работы с детской психикой. Важно отметить, что кроме инструкции «построй свой мир» ребёнок больше не получает никаких указаний и тем более советов или заданий. Тут важно прислушаться именно к себе, выбирать и расставлять фигурки в песочнице по велению сердца. Во время этой работы специалист выступает в роли внимательного наблюдателя. Его задача - создать в кабинете безопасную доверительную атмосферу и понять, какие бессознательные мотивы и конфликты проявляются в песочной композиции. Именно от этого зависят положительные результаты.
Стоит также отметить, что такой принцип работы не может быть быстрым, чаще всего для этого требуется время. При этом мы однозначно можем говорить о проработке проблемы на глубоком уровне и рассчитывать на длительный эффект.
Занятия песочной терапией лучше доверить специалисту, а вот использовать песок для развивающих занятий сможет любая мама. В последнее время стали популярны световые столы с мелким песочком. В них можно придумать массу полезных игр.
Игры для развития детской моторики:
- откапывать из сухого песка бусинки и другие мелочи;
- искать клады в горке мокрого песка или прокапывать в нем пальчиком тоннели;
- сыпать песок разными способами (щепотью, струйкой из кулачка, с ладошки) и стряхивать пальчиками с игрушек;
- насыпать песок в баночки разными руками по очереди.
Игры для развития речи:
- создавать композиции на разные лексические темы, например, лес, город, деревня, описывать, кто там живёт и что делает;
- лепить из мокрого песка буквы;
- писать на сухом песке слова;
- дуть на засыпанные песком картинки (артикуляционная гимнастика).
Игры для снятия напряжения:
- рисовать узоры на песке с закрытыми глазами и потом фантазировать, на что похож рисунок;
- выкладывать на песке из красивых камней мандалы;
- месить и мять мокрый песок.
Игры для решения трудных ситуаций:
- разыгрывать на песке сценки из реальной жизни;
- найти фигурку, которая ассоциируется с проблемой, и в песочнице сочинить для неё историю с хорошим концом;
- закопать в песок все, что пугает или расстраивает.
Дети всегда охотно соглашаются на занятия с песком, ведь для них любой вариант такой игры – огромное удовольствие!
Екатерина Винокурова,
детский психолог, член
Ассоциации песочной терапии
- Комментарии