"Игры и Игрушки" №3-2015
Игра определяет способности
Давайте разберёмся. Всем давно известно, что основное развитие ребёнка-дошкольника происходит в игре. Именно играя, ребёнок раскрывается, познаёт мир… Самое лучшее, что можно сделать для своего ребёнка – это вместе с ним играть. Совместная игра не только диагностична с точки зрения выявления интересов и предпочтений ребёнка. Обогащая игру новыми сюжетами, сценариями, ролями, вы можете развивать представления ребёнка о мире и о том, как он устроен, наблюдая за предпочтениями ребёнка.
Важная задача любого родителя – суметь понять своего ребёнка, «познакомиться» с ним: «Какой он? Кто он? Что он любит? Что у него получается хорошо, а в чём нужна помощь?». Следующий важный шаг – познакомить самого ребёнка с ним самим: обратить внимание на его особенности, научить использовать свои достоинства и компенсировать недостатки.
Увы, очень часто случается так, что родители буквально «борются» с ребёнком, пытаясь «слепить» из него кого-то по заранее продуманному плану. В таком случае ребёнок вместо того, чтобы раскрывать свои собственные способности и таланты пытается соответствовать некому предложенному образцу. И часто не всегда успешно. Приходит чувство вины. У ребёнка возникает ощущение, что с ним что-то не так, раз он не может порадовать маму и делать то, что, по мнению взрослых, он должен.
3-х летняя Катя росла крепкой девочкой с сильным, независимым характером. Она всегда была в центре всех детских потасовок, дралась с мальчишками, никогда не играла с куклами и просто ненавидела красивые девчачьи платья. Надо понимать, как расстраивалась её мама, у которой росли ещё двое мальчишек. Каждый праздник мама буквально заставляла дочку надевать белоснежные платьица и пышные юбки, покупала ей всякие бантики и браслетики – но всё это оставляло Катю совершенно равнодушной. Мама приходила ко мне на консультации, пытаясь понять, как же ей сделать из дочки «настоящую девочку». Но ничего, кроме ссор, конфликтов и выкинутых под кровать юбок из этого не выходило. Я встретила их через несколько лет. Мама, устав бороться с «пацанскими» замашками дочки, отдала её в кружок современных танцев (там танцуют в рваных джинсах, резкими отточенными движениями). Катя просто расцвела, она буквально жила этими танцами, глаза у неё светились как два больших фонаря. А в семье наступил покой.
Мир ребёнка в основном состоит их того, чем он окружён, что он видит вокруг себя. Он не может знать, любит он яблоко или нет, если его не пробовал. Именно поэтому, очень важно дать представление ребёнку о различных видах деятельности. При этом стоит не только познакомить малыша с этой деятельностью, но и раскрыть внутренний смысл, заложенный в ней, показать, как преодолеть возможные трудности. Только совместно с взрослыми ребёнок сможет полноценно раскрыть для себя весь развивающий потенциал предлагаемых заданий, игр, игрушек. Так, если вы поставите перед малышом пустую деревянную коробку (или любую игрушку), он будет обследовать её как любой новый предмет и потом быстро потеряет к ней интерес. Вы же можете вложить в эту коробку смысл, показать, что это может быть и люлькой для куклы, и пещерой, и самолётом, и санками. Вы учите ребёнка оживлять фантазию.
Вместе с тем, в погоне за разнообразием, важно не впадать в другую крайность, когда вы с бедным малышом бегаете по огромному количеству секций и кружков. Начинаете один, бросаете другой при первой трудности и первом «не хочу». Системность и последовательность в занятиях очень важна, она организует деятельность ребёнка.
Есть ещё один момент: случается, что увлечение ребёнка становится настолько доминирующим в его жизни, что заслоняет остальные сферы его развития и не даёт личности ребёнка полноценно формироваться. Петя ещё ходить не умел, а испытывал просто всепоглощающий интерес к конструкторам, микросхемам, компьютерам. Ему ещё не было пяти, когда родителями были скуплены все доступные наборы занимательной физики. Потом папа научил Петю мастерить самостоятельно простые схемы электроцепей. Ясное дело, что уровень сложности изобретаемых схем был не 5-ти летний. Вместе с тем, в группе детей мальчик всегда держался особняком. Он не знал, как завязать разговор на площадке, не знал, как присоединиться к группе играющих мальчишек. Ощущая себя неуспешным среди сверстников, он стал всё больше и больше погружаться в мир электросхем и микрочипов, где он был гением и восхищал всех взрослых своими незаурядными способностями. Думаю, не надо объяснять, что на нашей консультации с мамой Пети мы говорили не про его талант, а про то, каким образом срочно вытягивать остальные сферы его развития.
Подводя некоторый итог, хочется спросить родителей: вы хотите, чтобы ваш ребёнок был развитый или счастливый? Думаю, что всё-таки счастливый. Тогда помните, что самое главное для вашего малыша знать, что его любят, принимают и поддерживают, каким бы он ни был.
Нина Хомерики, детский и семейный психолог,
кандидат психологических наук
- Комментарии