"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2016
Игра для речи
Цель: поиск лучших методов и приёмов работы с детьми дошкольного возраста. Актуализация, совершенствование знаний и накопление опыта педагогов.
Работа по устранению недостатков речи должна строиться на активизации познавательной деятельности. Совместные игры и занятия формируют и закрепляют у дошкольников коммуникативные умения, создаётся положительный фон для регуляции речевого поведения. На каждом занятии необходимо наряду с развитием речи учить детей правильно логически мыслить, сравнивать, обобщать, развивать навыки анализа и синтеза, учить контролировать свою и чужую речь, развивать общую и мелкую моторику, зрительную и слуховую память и внимание.
Игры по развитию внимания
«Яблоко»Цель: активизация способности концентрировать внимание; умения сосредоточиться на зрительной информации, находить отличительные признаки похожих предметов.
Описание задания: на столе тарелка с яблоками. Ребёнок выбирает себе яблоко, внимательно рассматривает его, запоминает и кладёт обратно. Педагог перемешивает его с другими, а ребёнок должен найти своё яблоко.
Речевая задача: развивать умение подбирать прилагательные к слову «яблоко», оно какое? (Круглое, большое, красное, наливное, сочное.) Обогащать словарный запас. Составлять описательный рассказ про яблоко.
«Ловушка»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Описание задания: педагог рассказывает ребёнку историю, состоящую из нелепостей: «Летом я была в деревне. В первый летний месяц март мы собирали яблоки. Они уродились на славу: каждое – размером с футбольный мяч. Мой любимый сорт – синие яблоки. В первый день сбора я забыла надеть шапку и слегка отморозила уши. Но в остальном месяц прошёл без приключений».
Речевая задача: развивать умение понимать нелепую ситуацию и исправлять её, изменять и составлять предложения с правильным смысловым содержанием. Развивать связную речь.
«Текстура»
Цель: обучение способности распознавать предметы по тактильным ощущениям.
Описание задания: ребёнку закрывают глаза платочком, и он выбирает на ощупь предметы из ткани, шерсти, деревянную дудочку, ватную палочку, металлический брусок. Он должен с помощью тактильных ощущений узнать предмет и назвать его.
Речевая задача: определить и назвать предмет на ощупь, назвать из какого материала он изготовлен и его признаки, подобрать прилагательные (мягкий, шершавый, пушистый гладкий, холодный). Развивать словарный запас.
«Найди отличия»
Цель: развитие концентрации внимания.
Описание задания: педагог даёт посмотреть на две картинки, ребёнку нужно назвать между ними отличия.
Речевая задача: развивать связную речь детей, совершенствовать навык подбора слов – антонимов (грустное лицо – весёлое лицо, далеко – близко).
Игры по развитию памяти
«Запомни картинки»Цель: развитие зрительной памяти.
Описание задания: выложить несколько картинок с изображением предметов (около 5). Ребёнок рассматривает их и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачиваются. Педагог показывает на перевёрнутую картинку, а ребёнок должен вспомнить и назвать предмет, изображённый на ней.
Речевая задача: развивать и пополнять словарный запас.
«Спрячь игрушки»
Цель: развитие целенаправленного запоминания.
Описание задания: педагог просит ребёнка расставить игрушки или любые предметы вокруг коробки. При этом ставит ребёнку условие, что через несколько дней он должен будет вспомнить, куда и какую игрушку он положил (карандаш в коробку, тетрадь под коробку, снежинку на коробку.)
Речевая задача: развивать умение правильно употреблять предлоги в речи.
«Рассмотри внимательно»
Цель: развитие произвольного внимания.
Описание задания: педагог просит внимательно рассмотреть сюжетную картинку и запомнить как можно больше деталей. Затем картинку закрывает и задаёт по ней вопросы. (Что держал в лапках зайчик? Что ёжик нёс на праздник на своих иголках?)
Речевая задача: развивать умение отвечать на вопросы по сюжетной картинке, совершенствовать навык составления описательного рассказа по сюжетной картинке. Развивать связную речь.
Игры по развитию восприятия
«Снежинки»Цель: развитие пространственных представлений.
Описание задания: ребёнку предлагается попарно соединить одинаковые кружочки, чтобы получилась красивая снежинка. При этом ребёнок должен назвать признаки кружочков, которые соединяет.
Речевая цель: развивать умение называть признаки предметов (большие, маленькие, голубые, синие, белые, пустые, закрашенные), учить согласовывать существительные с числительными (1 маленький кружочек, 4 голубых кружочка, 5 синих кружочков).
«Что забыл нарисовать художник»
Цель: развитие наблюдательности, умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания.
Описание задания: на карточках нарисованы расчёска без зубчиков, диван без ножки и подобное. Ребёнку предлагается ответить: «Что забыл нарисовать художник?»
Речевая задача: совершенствовать умение правильно употреблять окончания существительных.
«Загадочные животные»
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания и воображения.
Описание задания: раздать карточки с необычными животными, предложить подобрать карточки с животными, которые на них похожи.
Речевая цель: развивать и пополнять словарный запас (хобот, копыта, вымя). Развивать умение образовывать притяжательные прилагательные, отвечая на вопросы: чей хвост, чьи ноги.
Игры по развитию мышления
«Четвёртый лишний»Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.
Описание задания: педагог поочерёдно показывает ребёнку картинки и просит назвать, какая из них лишняя и почему.
Речевая задача: пополнять словарный запас, развивать умения употреблять в речи обобщающие понятия.
«Длинная история»
Цель: развитие мышления, памяти, фантазии.
Описание задания: карточки делятся между игроками поровну. Первый игрок выкладывает карточку на стол и придумывает предложение, в котором упоминается изображённый на карточке предмет. Второй игрок выкладывает любую свою карточку, тоже составляя предложение, чтобы оно образовывало с предыдущим связный рассказ.
Речевая задача: развивать умение составлять предложение с определённой предметной картинкой. Развивать связную речь и умение составлять рассказ, объединённый общим сюжетом.
«Что сначала, что потом?»
Цель: развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, давать оценки воспринимаемым ситуациям.
Описание задания: ребёнку предлагаются карточки с сюжетными картинками. Педагог просит разложить серию картинок в нужной последовательности и составить по ним связный рассказ: «Что было сначала, что произошло потом, и чем всё закончилось?».
Речевая задача: развивать связную речь.
Юлия Майорова, учитель-дефектолог
МАДОУ ДСКВ №1 г.Боровичи
Рекомендуем почитать
- Комментарии