"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2017
Город мастеров
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с социальным миром в старшей группе
Цель: расширять представления детей о малой Родине через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством «Гжель».
Образовательные задачи:
- продолжать знакомить детей с видами народного прикладного искусства, с их характерными особенностями на примере «Гжели»;
- познакомить с трудом мастеров народного декоративно-прикладного искусства;
- побуждать к стремлению высказывать суждения, собственное понимание художественного образа;
- совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;
- обогащать словарный запас детей словами: «агашка», «сетка», «завиток», «бордюр»;
- инициировать декоративное оформление нарисованных фигур элементами гжельской росписи.
Развивающие:
- развивать интерес к народному искусству;
- развивать эстетические чувства, эмоции, переживания;
- продолжать развивать мелкую моторику рук;
- развивать мышление, внимание, усидчивость;
Воспитательные:
- прививать любовь к культуре и традициям родного края; к своей малой Родине;
- воспитывать бережное отношение к произведениям русских мастеров;
- формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Предварительная работа: разучивание стихотворений, беседы о народном декоративно-прикладном искусстве, рассматривание и обсуждение элементов росписи «Гжель».
Материалы и оборудование: презентация «Сказочная гжель», мини-музей «Синеокая гжель», ярмарочный уголок, музыкальный центр, диск с записью песен: вальс из кинофильма «Три орешка для Золушки», «Дорога добра» (из кинофильма "Маленький Мук"), подборка русских народных мелодий.
Клубочек, шаблоны посуды, тарелочки для раздаточного материала, кисточки, баночки для клея, салфетки, наглядный дидактический материалы «Гжель», монеты для ярмарки, мультимедийное оборудование.
Ход занятия
(Дети под русскую народную музыку входят в изостудию.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день. Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты и добра. А для этого мы должны улыбнуться друг другу и поздороваться.
Дети: Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, матушка – Земля.
Здравствуйте, мои друзья!
Воспитатель: Ребята, мы сегодня отправимся в путешествие по родному краю.
Скажите, как называется наша страна, в которой мы живём?
Дети: Наша страна называется Россия.
Воспитатель: Россия – наша Родина. А что такое Родина? (Ответы детей.)
Воспитатель: Как называется город, в котором мы живём?!
Дети: Домодедово.
Воспитатель: В какой области находится наш город?
Дети: В Московской области.
Воспитатель: Подмосковье – наша малая Родина. Малая – не потому, что территория её небольшая, а потому что она ближе каждому из нас. Это город, улица, дом и наш детский сад. Это маленький кусочек нашей огромной страны. Подмосковье издавна славится художественными промыслами, которые стали символом русского народного искусства.
Воспитатель: Дорогие мои! Я приглашаю вас в сказочный чудо-городок под названием Гжель. Хотите попасть в этот чудо-город?! А поможет нам клубочек. Клубочек этот не простой, а волшебный. (Передаёт его ребёнку.)
Ребёнок: Ты катись, катись, клубочек по лесам и по долам.
Приведи, ты нас клубочек в город к славным мастерам.
Воспитатель: Давайте дружно возьмёмся за руки и отправимся в путь… (Идут под музыку «Дорогою добра».)
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в чудо-городе Гжель, который стоит недалеко от Москвы. Давным-давно жили там смелые да умелые весёлые мастера. Нашли они глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду и расписывать её синей краской различных оттенков. Сами умельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Стал каждый мастер своё умение показывать. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска…, а какая нарядная и праздничная получилась роспись.
Воспитатель: Давайте проведём физкультминутку.
Вот большой стеклянный чайник. (Дети надули животик.)
Очень важный, как начальник. (Одну руку поставили на пояс, другую изогнули.)
Вот фарфоровые чашки. (Присели, одну руку поставили на пояс.)
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца. (Кружатся, «рисуя» руками круг.)
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки. (Потянулись, сомкнули руки над головой.)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос. (Легли, вытянулись.)
Он посуду нам принёс.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие изделия принесли нам мастера. Какие изделия вы видите перед собой? Назовите. (Чайник, сахарница, кувшин, ваза, шкатулка, фигурки животных и птиц, тарелки, часы и подсвечники.)
Воспитатель: Полюбуйтесь чудо-посудой. Скажите, какая она? (Красивая, блестящая, необыкновенная, неповторимая, расписная, гладкая, глянцевая, сказочная.)
Воспитатель: Я раскрою вам секрет: посуда и фигурки так хороши, что слава о Гжели разлетелась по всему свету. Какой цвет используют мастера для росписи изделий? (Голубой, синий, незабудковый, васильковый.) Ребята, а как вы думаете, почему именно этот цвет полюбился мастерам? (Ответы детей.)
Воспитатель: Голубоватые, тёмно-синие узоры с переливами, придают необыкновенный сказочный вид гжельской посуде, которая кажется воздушной и радует глаз. Очень нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям. Ребята, а какие элементы гжельской росписи вы знаете.
Дети: Капельки, дуги, бордюры, сеточки, пружинки, усики, ягодки, завитки, цветы.
Воспитатель: Какой самый красивый элемент?
Дети: Гжельская роза.
Воспитатель: Ребята, мастера предлагают вам такое чудо сделать самим. (Дети делятся на 4 подгруппы. Проходят в мастерскую научиться украшать посуду.)
Воспитатель: Сначала нужно размять свои пальчики. (Проводится пальчиковая гимнастика «Цветы». Звучит музыкальная композиция -- Вальс из кинофильма «Три орешка для Золушки», дети приступают к росписи.)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая красивая у нас получилась посуда. Молодцы! Вы все украсили по одному предмету, а вместе получилась ярмарка гжельской посуды.
Марина Измайлова, воспитатель
МАДОУ Д/с №23, г. Домодедово
Рекомендуем почитать
- Госдума планирует отменить требования к образованию опытных воспитателей
- Нетрадиционные изобразительные техники в работе с дошкольниками
- Красочные декорации
- Комментарии