"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2014
Гармония спроса и предложения
Организация игрового пространства построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его интересов, уровня развития, физических и психических способностей. Наличие учебных (интеллектуальных), игровых (творческих), бытовых центров и центры отдыха позволяют использовать помещения учреждения наилучшим образом.
Учебный центр
Расположен таким образом, чтобы свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы размещены в соответствии с нормами СанПиН. Доска находится на уровне глаз детей. Создавая развивающую среду, мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей.Оборудование учебных центров: доска магнитная — для работы с магнитными буквами, картинками; пластиковая — для письма мелом; абак, наборное полотно — для работы со счётным материалом и буквами; буквы, цифры, слоги, счётный материал, тетради на печатной основе — для самостоятельной деятельности; линейки, шаблоны, трафареты, ластики, карандаши — цветные и простые; наборы геометрических фигур, счётные палочки; альбомы и тетради для занятий по математике; часы настенные — для знакомства с понятием «время» и для формирования «чувства времени»; календари — настенный, перекидной и настольный — для поддержания умения планировать время.
В учебных центрах размещены: центры творчества; мастерские; уголки природы, мини-библиотеки, уголки сенсомоторного развития, центры экспериментирования, уголки музыкального развития, патриотические уголки. Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как в непосредственно образовательной, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.
Опытно-экспериментальная лаборатория
Тут мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность.
Оборудование: ванночки и тарелочки разных размеров, колбы и пробирки; материалы разных свойств и качеств; вспомогательные материалы: пипетки, вата, шприцы без иголок, свечи, ложки; природный материал: песок, вода, камушки, ракушки, семена, плоды, листья; соломка для коктейля разной длины и толщины.
Целью Центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этих центрах воспитанники детского сада обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.
Работы детей размещаются в группах на доске с помощью магнитов, а также в раздевалках на доске творчества. Поделки из пластилина размещаются на специальных подставках.
В мастерских находятся материалы для конструирования, а также игры по ориентировке в пространстве. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру и хранится в специально отведённых для него корзинках. Крупный напольный строительный материал размещён в игровых зонах, так как свободное пространство на полу даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят забираться и играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек.
Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан Центр сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений. Здесь дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать ленточки, шнурки и др.
Доступность, сенсорная привлекательность, свобода выбора материала самостоятельных игр и упражнений способствуют развитию познавательной активности.
В каждой группе имеются библиотечки, полочки для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Все книги и иллюстрации обновляются 1–2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой.
Патриотические уголки способствует формированию патриотических чувств, знакомят детей с символикой нашей страны, особенностями региона.
Уголок ПДД позволяет в игре формировать у детей дошкольного возраста навыки осознанного безопасного поведения на улице.
Оборудование уголка: доска с разметкой; макеты домов и зданий общего пользования (магазины, школы, детские сады); модели дорожных знаков; пластмассовые, металлические машинки разных моделей, цветов, размеров; небольшой строительный набор; фигурки животных, людей для обыгрывания ситуаций; альбомы и ширмы агитационного содержания.
Игровые центры
Позволяют создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Все игрушки, игровой материал размещены таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать их на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиН.Оборудование: куклы; одежда для кукол; комплекты постельного белья; кукольная мебель, наборы для кухни, кукольные сервизы; коляски для кукол; атрибуты для ряженья; атрибуты для игр (дом, стоянка, пост ДПС, школа, магазин); детские музыкальные инструменты; строительный конструктор разного размера; куклы и игрушки для различных видов театра (перчаточный, кукольный, настольный, фланелеграф), ширма; строительные наборы «Лего»; небольшие игрушки для обыгрывания построек; транспорт (мелкий, средний, крупный).
Игровые зоны оснащены атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, фигурками диких и домашних животных. Мебель функциональна, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство.
Развивающая игровая среда детского сада соответствует интересам и мальчиков, и девочек. Например, для девочек есть швейные машинки, утюги, куклы, пупсы, игрушечный домик для кукол; для мальчиков — наборы инструментов, солдатиков, военной техники.
В игровых центрах располагаются Уголки ряжения и театра, способствующие стимулированию творческих замыслов, индивидуальных творческих проявлений.
В создании театра игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети, а атрибуты для театра и режиссёрских игр (элементы костюмов) шьют родители.
Центры музыкального развития способствуют формированию интереса к музыке, знакомят с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах.
Пелагея Хохлова, заведующая МБДОУ
«Детский сад №2 «Лучик»,
г. Рубцовск, Алтайский край
Рекомендуем почитать
- Всероссийский конкурс — 2015 для образовательных организаций «Лучший конспект занятия с использованием игровых приёмов»
- Волшебница-вода
- Для всех, кто любит шоколад
- Комментарии