"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2019
Гагаринская игротека: экспозиции и педагогический опыт
Продолжение. Начало читайте в предыдущем номере.
4. Игры самоопределения и самоутверждения личности: «Вышибаловка», «Карты», «Пила», «Постукалочка», «Пристеночек», «Разряжать снаряды», «Раскатать поленницу дров», «Чьё яйцо крепче?»
5. Массовые организующие игры и развлечения: «Гигантские шаги», «Качели верёвочные», «Качели-доска», «Тарзанка».
Немного расскажем о наиболее любимых играх в нашей игротеке. Одной из таких игр является игра «Постукалочка». Проводится данная игра на улице. Для игры потребуется десять или двенадцать коротких палочек, по количеству участвующих, длиной 10 см, и одна длинная палочка – 50 см. С помощью считалочки выбирают одного водящего. Водящий кладёт длинную палочку на камень. Остальные на конец длинной палки кладут поперёк свои маленькие палочки. Водящий считает до десяти, закрыв глаза. Игроки в это время прячутся. Как только водящий скажет «десять», он открывает глаза и начинает искать игроков, задача игроков незаметно подкрасться к длинной палке и стукнуть с противоположного конца от 10 коротких палочек. Если кому-то из игроков это удастся, то водящий снова закрывает глаза и игра повторяется.
А ещё хотим поделиться забытой, но очень азартной игрой «Пристеночек». В неё особенно любят играть школьники, поскольку атрибутами этой игры являются монетки, которые в случае выигрыша достаются одному из игроков. Также, для игры потребуется ровная стена (отсюда и название игры) и абсолютно ровный пол. У каждого игрока есть монетки с одинаковым номиналом. Игроки кидают жребий, кто будет первым, а кто вторым. Потом отходят от стены на некоторое расстояние (чем старше дети, тем дальше можно отходить). Сначала кидает монетку первый игрок, задача второго, кинуть монетку как можно ближе к монетке первого игрока. Если ему это удаётся, то обе монетки забирает второй игрок, если нет – игра повторяется, только теперь меняется очерёдность. Если монетка упала на таком расстоянии, которое может охватить игрок, бросивший монетку, раздвинув свои пальцы и дотянувшись, то это также считается победой.
Для игры «Раскатать поленницу дров» нужны прямоугольные бруски, которые выкладывают в виде башни друг на друга. Определяется по жребию, кто первый, а остальные по очереди, по часовой стрелке или против, вытягивают по одному бруску снизу. Проиграл тот, кто вытягивая брусок, сломал башню.
Так как средств на создание Гагаринской игротеки никаких у нас не было, мы решили делать её вскладчину. Включились в это представители разных коллективов, входящих в МКДИ: музей игры и игрушки Лесногородской школы Одинцовского района Московской области подарили настольные игры с космической тематикой; игровое объединение «ДИВО» - кубари, бирюльки, мотальщики; «Мастерская игр» и игротека Дворца пионеров на Воробьевых горах - бабки, гонки, ходули, биты для лапты и другое. Ребята, педагоги, родители, выпускники тоже внесли свой вклад (коньки, санки, шайбы, мячи…). Из собранного комплекта игр мы создали следующие экспозиции, используя всё пространство помещения: Летающие игрушки. Умственные игры. Малышок. Викторина по биографии Ю. Гагарина. Настольные игры. Зимние игры. Подвижные игры. На одной из стен – стенды, рассказывающие о жизни Ю.А. Гагарина. В коридоре – фотографии «Экспедиции за играми Ю. Гагарина».
Есть у нас кладовая, где хранятся костюмы для праздников, инвентарь для игр на улице, запасной инвентарь. Есть комната для проведения мастер-классов.
Как работает игротека?
По графику в ней дежурят члены педотряда МКДИ. Создан актив игротеки: учащиеся старших классов проводят экскурсии по игротеке, знакомя посетителей с биографией Ю.А. Гагарина, правилами подвижных, умственных, технических игр, представленных на стендах. После экскурсии юные посетители игротеки имеют возможность поиграть в игры, освоить их под руководством ребят-инструкторов. Подвижные игры с крупным инвентарем (бабки, гонок, лапта) часто проводятся на улице. В Гагаринской игротеке проходят встречи коллективов МКДИ, организуются праздники, мастер-классы и творческие мастерские, консультации для родителей и специалистов. При игротеке работает кружок «Мастерская игр», где ребята делают образцы игр, ремонтируют сломанное.Гагаринская игротека постоянно совершенствуется. В ней есть и новые поступления (например, жена старшего брата Ю.А. Гагарина - Мария Александровна Гагарина подарила лото и домино, в которые любили играть в их семье). При входе в игротеку оформлена стена «Зрительные иллюзии», которая помогает ребятам сконцентрировать внимание. Появилась необходимость сделать опись экспонатов, книгу поступлений. В работе Гагаринской игротеки сочетаются методы и приёмы работы с детьми и подростками, характерные для клубной работы по месту жительства, для краеведческих, педагогических, мемориальных музеев, для игротек в учреждениях дополнительного образования.
В Московском Клубе друзей игры сложилась определенная система воспитания школьников на примере жизни и деятельности Юрия Алексеевича Гагарина, его отношения к игре. Это способствует с одной стороны повышению уровня игровой культуры детей, с другой – знакомит их с биографией первого космонавта, а также с традициями поколения 30-60-х годов ХХ века. В МКДИ считают важным привлечение ребят к изучению игр, ведь объект исследования им на редкость близок и понятен. Личность Юрия Алексеевича Гагарина – одна из наиболее ярких среди замечательных людей ХХ века. Его имя вызывает добрые чувства и объединяет людей разных возрастов и национальностей. Разнообразие форм и методов воспитания на примере жизнедеятельности Ю.А. Гагарина, разработанных и применяемых в МКДИ, способствует нравственному, патриотическому, познавательному, трудовому, физическому, эстетическому воспитанию.
Целью игротеки мы видим: популяризацию жизни и деятельности Ю.А. Гагарина через игру. Жители Гагаринского района Москвы должны знать о человеке, чьим именем назван их район. Более подробную информацию о деятельности Гагаринской игротеке вы можете узнать по следующей ссылке
Головина Татьяна, руководитель
клубного объединения «Гагаринская игротека»
МБУ «Досуговый центр «Гагаринец»
Рекомендуем почитать
- «Помоги мне это сделать самому»
- Всероссийский профессиональный конкурс «Игровые технологии в современном образовании» – 2018
- Животные холодных стран
- Комментарии