"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2015
Формирование основ семейных и родительских ценностей
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми 3-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения
Программа коррекционно-развивающей работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования, Государственной программы «Столичное образование» на 2012-2016 гг., а также с учётом опыта работы педагогов и психологов по данной проблематике для детей дошкольного возраста.
Цель программы: формирование семейных ценностей и родительских компетенций у детей дошкольного возраста в условиях образовательной организации.
Задачи программы:
Механизм реализации программы. Одним из основных механизмов реализации коррекционно-развивающей работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, а также привлечение родителей. Программа коррекционно-развивающей работы в образовательном учреждении включает в себя взаимосвязанные модули. Данные модули отражают её основное содержание.
Цель методики: оценить внутрисемейные отношения глазами ребёнка, выявить аспекты отношений, вызывающие тревогу у ребёнка, увидеть восприятие ребёнком других членов семьи и своё место среди них.
- «Диагностика знаний и представлений детей о семье» (Е.К. Ривина)
Цель методики: определить уровень знаний и представлений детей о семье.
- Изучение игровой деятельности ребёнка в сюжетно-ролевой игре «Семья» (М.Е. Ланцбург, Е.И. Шумская, Л.С. Григорян)
Цель методики: изучение сформированности эмоционально-потребностного и операционального компонента родительской сферы во время игровой деятельности ребёнка (сюжетно-ролевая игра «Семья»).
- Структурированная беседа.
Информационно-просветительский модуль
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам формирования семейных ценностей и родительских компетенций со всеми участниками образовательного процесса.
Показатели результативности и эффективности коррекционно-развивающей работы
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционно-развивающей работы могут рассматриваться:
Дать детям представление о том, что такое семья, какой может быть семья.
Беседа о «традиционной» семье (на примере крестьянской (традиционной русской) семьи – один брак, многодетность) с показом иллюстраций.
Но бывает и так, что маленькая семья – это только мама и ребёнок или бабушка с внуком. Всё равно, если люди живут вместе и любят друг друга – это семья.
Обсуждение с детьми пословиц: «Не нужен клад, если в семье лад» и «Когда семья вместе и душа на месте».
Сюжетно-ролевая игра «Семья»: выбирают сюжет и распределяют роли дети, а педагог направляет игру в нужное русло.
К следующему занятию дети получают задание нарисовать свою «маленькую» семью и принести рисунки в детский сад.
Занятие 2. «Моя «большая» семья»
Дать детям представление о расширенной семье. Обогатить лексикон детей терминами обозначающими родство. Формировать элементарное представление о родословной.
Просмотр и обсуждение рисунков «малых» семей детей. Беседа с детьми по рисункам. Подведение итогов: все семьи разные.
Демонстрация иллюстрации «Большая семья». Беседа с детьми о том, что есть люди, которые с ними не живут, но тоже являются их семьёй – родственники. Введение в лексикон детей терминов, обозначающих родство (родители, дети, бабушки, дедушки, внуки, дяди, тёти, племянники, двоюродные, троюродные братья и т.п.).
Занятие заканчивается сюжетно-ролевой игрой «У нас гости», дети распределяют роли, готовятся к встрече гостей, угощают и развлекают их, а педагог направляет игру в «идеальное» русло: вся семья вместе, все друг другу помогают и пр. В процессе игры проговариваются термины родства.
Подведение итогов занятия. Задание нарисовать «большую» семью (возможно совместно с родителями).
Занятие 3. «Братья и сёстры»
Воспитание у детей чувства любви уважительного и бережного отношения к сиблингам, раскрытие эмоций при сиблинговых конфликтах.
Обсуждение с детьми рисунков «большой» семьи. Беседа с детьми о сиблингах. Ситуации выбора (сценки) по взаимоотношениям между сиблингами.
Изготовление подарка-сувенира для сиблинга (например, аппликация машины для брата, куклы для сестры).
К следующему занятию попросить детей подготовить рассказы про своих дедушек и бабушек.
Занятие 4. «Бабушки и дедушки»
Воспитывать уважительное отношение к прародителям, учить проявлять эмоциональную отзывчивость на состояние близких, заботиться о них, помогать. Учить детей называть взрослых по имени-отчеству.
Беседа с детьми о прародителях. Просмотр м/ф «Жили были дед и баба», обсуждение. Беседа с детьми о необходимости помощи бабушкам и дедушкам…
Дидактическая игра «Если я …, то ты кто?». Дети встают в круг, педагог в центре круга, задаёт вопрос, если я мама, то ты кто? И бросает мяч ребёнку.
Рисование «Красивый рисунок для бабушки и дедушки».
Занятие 5. «Что мы делаем в семье»
Дать детям представление о «традиционных» семейных ролях: сильный папа, заботливая мама. Рассказы детей о своих родителях. Педагог задаёт наводящие вопросы, просит называть полные имена родителей.
Просмотр м/ф «Свинка Пеппа: День рождения мамы Свинки», обсуждение семейных ролей.
Дидактическая игра «Ухаживаю за малышом». Задача: накормить и одеть ребёнка (кукла-младенец и кукла-малыш).
К следующему занятию дети получают задание подготовить рассказ или иллюстрацию по теме «Праздники и традиции в моей семье».
Занятие 6. «Семейные праздники и традиции»
Обогащать социальный опыт детей. Приобщать детей к семейным праздникам и традициям, прививать интерес к семейным ценностям, традициям.
Педагог рассказывает о традиции, имеющейся в его семье. Показывает иллюстрации. Беседа с детьми об их семейных традициях, рассматривание рисунков, проектов, обсуждение.
Рассказ о традиционных празднованиях у разных народов (Новый год, праздник урожая, свадьба и пр.). Показ иллюстраций.
Игра «Бояре, а мы к вам пришли».
Напомнить детям о том, что к следующему занятию нужно принести подготовленные проекты родословных семьи. (В группах к этому занятию можно устроить выставку традиционных народных празднований.)
Занятие 7. «Родословная семьи»
Дать детям элементарные представления о родословной, как об истории и образе своей семьи; закреплять знания детей о терминах родства.
Педагог показывает детям родословную своей семьи. Затем дети показывают и рассказывают о родословных своих семей.
Просмотр м/ф «Свинка Пеппа: Кукольный театр Хлои».
Дети с педагогом составляют родословную свинки Пеппы.
Завершение занятия. (Родословные, представленные детьми, образуют основу выставки «Моя семья». Возможно представление родословных на совместном досуге с родителями.)
Занятие 8. «Моя будущая семья»
Подведение итогов курса. Беседа с детьми по всем вопросам, обсуждавшимся в течение курса. Выслушать рассказ каждого ребёнка о том, какую семью он хотел бы иметь в будущем.
Просмотр м/ф «Свинка Пеппа: Поход».
Рисование на тему «Моя будущая семья». Обсуждение рисунков.
Программа коррекционно-развивающей работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования, Государственной программы «Столичное образование» на 2012-2016 гг., а также с учётом опыта работы педагогов и психологов по данной проблематике для детей дошкольного возраста.
Цель программы: формирование семейных ценностей и родительских компетенций у детей дошкольного возраста в условиях образовательной организации.
Задачи программы:
- формировать представления о семье, как о явлении общественной жизни;
- формировать элементарные представления о родословной, как об истории и образе своей семьи;
- обогащать социальный опыт детей;
- развивать интерес к семейным традициям, знакомить с семейными традициями разных народов;
- формировать операциональные навыки ведения хозяйства, ухода за детьми, общения в семье;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь и уважение к своей семье, родным;
- знакомить детей со словами, обозначающими родство;
- развивать мышление, речь.
- принцип детоцентризма (в центре коррекционно-развивающей деятельности находится воспитанник, который проявляет свою активность);
- принцип кооперации (в процессе работы осуществляется взаимодействие воспитанников с педагогами, с родителями и между собой);
- принцип опоры на субъектный опыт воспитанников (каждый ребёнок в процессе работы по программе имеет возможность применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания);
- принцип учёта индивидуальности воспитанников;
- принцип связи с реальной жизнью (происходит соединение знаний и практических действий).
Механизм реализации программы. Одним из основных механизмов реализации коррекционно-развивающей работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, а также привлечение родителей. Программа коррекционно-развивающей работы в образовательном учреждении включает в себя взаимосвязанные модули. Данные модули отражают её основное содержание.
Диагностический модуль
Цель: изучение восприятия детьми основ семейных и родительских ценностей и компетенций, изучение сформированности компонентов родительской сферы.Диагностические методики
- «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бёрнс, С. Кауфман)Цель методики: оценить внутрисемейные отношения глазами ребёнка, выявить аспекты отношений, вызывающие тревогу у ребёнка, увидеть восприятие ребёнком других членов семьи и своё место среди них.
- «Диагностика знаний и представлений детей о семье» (Е.К. Ривина)
Цель методики: определить уровень знаний и представлений детей о семье.
- Изучение игровой деятельности ребёнка в сюжетно-ролевой игре «Семья» (М.Е. Ланцбург, Е.И. Шумская, Л.С. Григорян)
Цель методики: изучение сформированности эмоционально-потребностного и операционального компонента родительской сферы во время игровой деятельности ребёнка (сюжетно-ролевая игра «Семья»).
- Структурированная беседа.
Коррекционно-развивающий модуль
Цель: формирование компонентов родительской сферы, семейных ценностей и родительских компетенций у детей дошкольного возраста.Информационно-просветительский модуль
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам формирования семейных ценностей и родительских компетенций со всеми участниками образовательного процесса.
Показатели результативности и эффективности коррекционно-развивающей работы
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционно-развивающей работы могут рассматриваться:
- положительная динамика представлений воспитанников о семье, семейных ценностях, родительских компетенциях;
- создание необходимых условий для работы по программе (формы работы, наличие соответствующих материально-технических условий);
- привлечение педагогических работников образовательного учреждения и родителей воспитанников.
- положительная динамика формирования компонентов родительской сферы,
- снижение количества детей испытывающих эмоциональное неблагополучие в семье,
- повышение уровня общего развития детей.
Дать детям представление о том, что такое семья, какой может быть семья.
Беседа о «традиционной» семье (на примере крестьянской (традиционной русской) семьи – один брак, многодетность) с показом иллюстраций.
Но бывает и так, что маленькая семья – это только мама и ребёнок или бабушка с внуком. Всё равно, если люди живут вместе и любят друг друга – это семья.
Обсуждение с детьми пословиц: «Не нужен клад, если в семье лад» и «Когда семья вместе и душа на месте».
Сюжетно-ролевая игра «Семья»: выбирают сюжет и распределяют роли дети, а педагог направляет игру в нужное русло.
К следующему занятию дети получают задание нарисовать свою «маленькую» семью и принести рисунки в детский сад.
Занятие 2. «Моя «большая» семья»
Дать детям представление о расширенной семье. Обогатить лексикон детей терминами обозначающими родство. Формировать элементарное представление о родословной.
Просмотр и обсуждение рисунков «малых» семей детей. Беседа с детьми по рисункам. Подведение итогов: все семьи разные.
Демонстрация иллюстрации «Большая семья». Беседа с детьми о том, что есть люди, которые с ними не живут, но тоже являются их семьёй – родственники. Введение в лексикон детей терминов, обозначающих родство (родители, дети, бабушки, дедушки, внуки, дяди, тёти, племянники, двоюродные, троюродные братья и т.п.).
Занятие заканчивается сюжетно-ролевой игрой «У нас гости», дети распределяют роли, готовятся к встрече гостей, угощают и развлекают их, а педагог направляет игру в «идеальное» русло: вся семья вместе, все друг другу помогают и пр. В процессе игры проговариваются термины родства.
Подведение итогов занятия. Задание нарисовать «большую» семью (возможно совместно с родителями).
Занятие 3. «Братья и сёстры»
Воспитание у детей чувства любви уважительного и бережного отношения к сиблингам, раскрытие эмоций при сиблинговых конфликтах.
Обсуждение с детьми рисунков «большой» семьи. Беседа с детьми о сиблингах. Ситуации выбора (сценки) по взаимоотношениям между сиблингами.
Изготовление подарка-сувенира для сиблинга (например, аппликация машины для брата, куклы для сестры).
К следующему занятию попросить детей подготовить рассказы про своих дедушек и бабушек.
Занятие 4. «Бабушки и дедушки»
Воспитывать уважительное отношение к прародителям, учить проявлять эмоциональную отзывчивость на состояние близких, заботиться о них, помогать. Учить детей называть взрослых по имени-отчеству.
Беседа с детьми о прародителях. Просмотр м/ф «Жили были дед и баба», обсуждение. Беседа с детьми о необходимости помощи бабушкам и дедушкам…
Дидактическая игра «Если я …, то ты кто?». Дети встают в круг, педагог в центре круга, задаёт вопрос, если я мама, то ты кто? И бросает мяч ребёнку.
Рисование «Красивый рисунок для бабушки и дедушки».
Занятие 5. «Что мы делаем в семье»
Дать детям представление о «традиционных» семейных ролях: сильный папа, заботливая мама. Рассказы детей о своих родителях. Педагог задаёт наводящие вопросы, просит называть полные имена родителей.
Просмотр м/ф «Свинка Пеппа: День рождения мамы Свинки», обсуждение семейных ролей.
Дидактическая игра «Ухаживаю за малышом». Задача: накормить и одеть ребёнка (кукла-младенец и кукла-малыш).
К следующему занятию дети получают задание подготовить рассказ или иллюстрацию по теме «Праздники и традиции в моей семье».
Занятие 6. «Семейные праздники и традиции»
Обогащать социальный опыт детей. Приобщать детей к семейным праздникам и традициям, прививать интерес к семейным ценностям, традициям.
Педагог рассказывает о традиции, имеющейся в его семье. Показывает иллюстрации. Беседа с детьми об их семейных традициях, рассматривание рисунков, проектов, обсуждение.
Рассказ о традиционных празднованиях у разных народов (Новый год, праздник урожая, свадьба и пр.). Показ иллюстраций.
Игра «Бояре, а мы к вам пришли».
Напомнить детям о том, что к следующему занятию нужно принести подготовленные проекты родословных семьи. (В группах к этому занятию можно устроить выставку традиционных народных празднований.)
Занятие 7. «Родословная семьи»
Дать детям элементарные представления о родословной, как об истории и образе своей семьи; закреплять знания детей о терминах родства.
Педагог показывает детям родословную своей семьи. Затем дети показывают и рассказывают о родословных своих семей.
Просмотр м/ф «Свинка Пеппа: Кукольный театр Хлои».
Дети с педагогом составляют родословную свинки Пеппы.
Завершение занятия. (Родословные, представленные детьми, образуют основу выставки «Моя семья». Возможно представление родословных на совместном досуге с родителями.)
Занятие 8. «Моя будущая семья»
Подведение итогов курса. Беседа с детьми по всем вопросам, обсуждавшимся в течение курса. Выслушать рассказ каждого ребёнка о том, какую семью он хотел бы иметь в будущем.
Просмотр м/ф «Свинка Пеппа: Поход».
Рисование на тему «Моя будущая семья». Обсуждение рисунков.
Анна Рулько, педагог-психолог
МБОУ СОШ №519
Рекомендуем почитать
- Квест-игра «На помощь Золушке»
- Вода и её чудесные превращения
- Стенды для образовательных организаций
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку