"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2019
Фантики, крышки, скорлупа и немного фантазии
Что делать родителям, если ребёнок потерял интерес к игрушкам? Один из простых способов - на время убрать игрушки в шкаф и предложить детям для игры различный бросовый материал. Разноцветные фантики и нитки, коробки разной формы, крышки, бутылочки, ореховая скорлупа, семена арбуза, дыни, кабачков, тыквы – всё это благодатный материал для умственного и творческого развития дошкольников, формирования у них точных и ловких движений пальцев рук, умения планировать свою деятельность. Достаточно проявить немного фантазии, и у детей появится множество увлекательных занятий, в которых они будут успешны.
В нашей группе в уголке творчества с помощью родителей собран разнообразный по цвету, форме и фактуре материал. Дошкольники с удовольствием превращают несколько пластиковых стаканчиков в персонажей любимой сказки, в башню или пирамидку. Самодельные бусы и браслеты дети научились делать из ненужных уже колпачков фломастеров и шнурка. Этими же колпачками, вместо свечек, они украшают поделки из солёного теста.
Разные по цвету, форме и размеру крышки от пластиковых бутылок также привлекли внимание юных исследователей. Когда крышек собралось много, мы с детьми насыпали их в большую ёмкость, и получился «сухой бассейн». В нём можно пересыпать или перемешивать крышки руками и слушать их шум, искать среди крышек небольшую игрушку или, наоборот, прятать её.
Сначала крышки дети использовали как элементы мозаики. В игре «Сложи узор» они выкладывали простые рисунки на столе или на полу сначала по образцу, а затем и по своему замыслу. Постепенно узоры стали сложнее, и дошкольники с интересом фантазировали, создавая их, а затем мы вместе перенесли рисунки на схемы. Также охотно дети выкладывают из крышек разного цвета ма̀ндалы.
Отверстия в середине крышек родители делают с помощью горячего шила, а дети в группе нанизывают эти «бусины» на шнурки или делают «змей», сохраняя чередование цветов в ряду. Из крышек удобно выкладывать геометрические фигуры и изменять их потом, добавляя или убирая несколько элементов. Дошкольники выставляют в ряд несколько крышек и в игровом упражнении «Найди лишнюю» выбирают одну, отличную от других по цвету, размеру или форме, рисунку. В играх «Раздели на группы», «Найди отличия» они также группируют этот бросовый материал по нескольким признакам. Для развития зрительного внимания, мыслительных операций сравнения, анализа и обобщения предлагаю детям упражнение «Продолжи ряд». Из крышек, на которых маркером написаны буквы и цифры, они составляют слова, цифровые ряды и решения арифметических задач. Для игры «Крестики-нолики» дошкольники готовят крышки сами. С их помощью ребята учатся ориентироваться на плоскости, передвигая детали набора «вертикально», «горизонтально», «по диагонали».
Конструировать высотные сооружения из крышек оказалось сложно. Их нужно плотно приставлять друг к другу, строго соблюдая линии постройки. Пирамиды или башни рушатся при малейших неточностях и неосторожном обращении. Но сколько радости и гордости вызывают их удачные варианты! У детей часто возникает желание сохранить постройки, показать их сверстникам, родителям, воспитателям. Поэтому конструировать цветные пирамиды мы учились вместе. Например, 1-й ряд из зелёных крышек выкладывала я, а 2-й ряд из красных и 3-й ряд из белых - двое дошкольников по очереди, при этом каждый использовал крышки только одного цвета. Постепенно пирамида становилась всё выше, в ней получилось вертикальное чередование цветов, а каждый горизонтальный ряд был одноцветным. Затем мы попробовали чередовать цвета крышек в горизонтальном ряду, например, белая, зелёная, белая. В этом случае получается пирамида, рисунок которой состоит из наклонных бело-зелёных линий. Таким образом, варьировать цветовые решения можно бесконечно. Ребята научились выкладывать крышки по кругу и строить разные пирамиды и башни, играя цветами.
Эти же крышки дети используют в сюжетно-ролевых играх как предметы-заместители. Хозяйки «пекут» из них торты, печенье, пирожки, затем выкладывают на поднос и угощают своих «деток». Мальчики строят из крышек зигзагообразные дороги для маленьких машин и проводят на них своеобразные «гонки».
Каждый новый бросовый или природный материал вызывает у детей интерес и желание творить руками. Когда родители принесли жёлуди, мы не только сделали разные поделки, но и организовали игру «Кто быстрее соберёт?». В ней участвовали группы детей от 2-х до 6-и человек. Правила игры такие: раздаются карточки с изображением одинакового количества желудей и предлагается играющим по очереди бросить кубик. Сколько точек выпало, столько желудей можно взять и разложить на карточке. Победитель заполняет свою карточку быстрее всех. Эта игра помогает закреплять навыки количественного счёта, умение соотносить количество точек на кубике и предметов.
Ореховые скорлупки дети быстро превращают в разных животных, а из семян растений любят выкладывать узоры. Интересные картины и букеты получаются из осенних разноцветных листьев. Некоторые шедевры мы размещаем в рамки и представляем на выставках, в том числе, персональных. Шумовые музыкальные инструменты для игры дошкольники сделали из бутылочек от йогурта и больших пластиковых контейнеров от шоколадных яиц. В них положили горох, рис, гречку, семена арбуза, камушки, пуговицы. Каждый инструмент звучит по-своему красиво.
Под Новый год в группе открылась мастерская Деда Мороза. Ребята её сами придумали, а потом сделали украшения для ёлки и подарки для близких: игрушки из втулок от бумаги и фантиков, зелёные ёлочки из обычных еловых шишек, звёзды из картона, снежинки, гирлянды из разноцветной бумаги и фольги. Такие игры с разнообразным бросовым материалом побуждают детей к творчеству, помогают совершенствовать навыки ручного труда и конструирования.
Надежда Андреева, воспитатель
МБДОУ «ЦРР-Детский сад №178»
г. Чебоксары, Чувашской Республики
- Комментарии