"Игры и Игрушки" №1-2012
Этот необыкновенный кукольный мир
Русская игрушка
Вряд ли мы задумываемся, кто и когда сделал первую куклу, слепил первый снежок, придумал кататься с горки. Первые из известных кукол — египетские. Они имели подвижные суставы, настоящие волосы, тщательно выточенные конечности. Огромное разнообразие кукол было и в античном мире: здесь и глиняные животные(птицы, черепахи, лягушки, зайцы, змеи, обезьяны). Греческие дети забавлялись Троянским конём, начинённым солдатами и офицерами. Римские куклы делались из воска и глины. Западных коллекционеров завораживает экзотичность и разнообразие материалов, из которых сделаны русские игрушки. «У русских есть своеобразный, только им свойственный талант изготовления фигурок и игрушек из самых никчемных в мире материалов: соломы, стружек, льда, теста, они из всего извлекают выгоду», —отмечает американский психолог Р. Сирс.Мир игрушки ёмко и сложно впитывает в себя национальный характер, народные физиономии и глубинные характеристики духовного опыта. Кони-свистульки были связаны с календарными праздниками начала полевых работ. Петушок считался священной птицей, отгоняющей злых духов, — вспомним Петушка из русской сказки «Лиса и заяц». Куклы также наделялись множеством символических значений. Куколка в русской сказке «Василиса Премудрая» — это оберег.
В. Беньямин собрал коллекцию игрушек, покупая их у уличных торговцев. «Игрушка — это самое важное, можно сказать, что из всех европейцев одни лишь немцы да русские наделены гением игрушки». Но если немецкая игрушка давно была «поставлена на поток, офабричена», то русская игрушка гораздо дольше сохраняла индивидуальность и неповторимость, тепло руки души мастера-изготовителя. В этом огромная разница между современными игрушками и народными.
Игрушка в России до XVIII века называлась «потеха», «потешка». В Москве игрушки продавались в Овощном, Пряничном и Потешном рядах или изготавливались дома. Это были деревянные фигурки: лошадки, барашки, козлики, птички, медведи, львы, петушки, собачки, кошечки, мужички, немки (куклы); деревянные и глиняные сосуды, игрушечные ковшики, стаканы, чашки; игрушечные домики, колодцы, избы, городки, беседки.
В настоящее время в Александровском дворце под руководством С. Пчельниковой работают над проектом воссоздания коллекции игрушек детей императора Николая II. Куклы великих княжон были в основном фарфоровые немецкого производства. К ним прилагалось полное приданное, и такие куклы были скорее предметом роскоши, а не забавой. Младшие девочки разглядывали кукол, часто не решаясь к ним прикоснуться, такие они были красивые. Но ситуацию мудро исправляла их мать Александра Федоровна. Императрица приучала дочерей шить и вязать одежду для кукол, внося в игру необходимые элементы творчества и привычки к труду. (www.dollplanet.ru)
Каждая народная игрушка — это целая история. «Этот волк, знать, добрый был, я его нарядно крашу. А этот волк — чёрный. Он овечку ухватил. На плечо закинули потащил в лес. Я его прежде чёрным замарала, да на спине звёзды навела: ночью ведь прибегал разбойник?, — рассказывает народная умелица об изготовлении игрушки.
Мы отнюдь не предлагаем заменить фабричные игрушки самодельными. Народные игрушки — скорее сувениры, они непрочны и недолговечны. Такие игрушки нельзя помыть, если они запачкались, они легко ломаются, а кукол нельзя переодеть в другую одежду. Но такие игрушки обязательно должны быть у ребёнка.
«Куклотерапия»
В 1940 году американец Я.Л. Морено основал Институт социометрии и психодрамы, где воспроизводил с пациентами в игровой форме наиболее травматичные для них ситуации. В 1990 г. И.Я. Медведева и Т.Л. Шишова использовали аналогичную методику для детей с участием кукол. Сегодня с помощью кукол лечат заикание, повышают саморегуляцию и эмоциональную устойчивость, корректируют отношения ребёнок — родитель. Во время болезни у детей обостряется потребность играть в куклы. В нашей гимназии мы изготавливаем куклы, мягкие игрушки. Девочки шьют их с удовольствием. Вовремя работы дети погружаются в сказочный мир, забывают об обидах и проблемах.В царской семье мальчикам к концу первого года жизни дарили деревянную лошадку с седлом, уздечкой и стременами. Эта традиция сохранилась с тех пор, когда мальчика сажали на живого коня. По мере взросления царевичу покупали барабаны, знамёна, латы, луки, мечи, воеводские знаки, алебарды. Царевны играли в куклы. Куклам покупали потешные кроватки, постельное бельё и различную одежду.
Вероника Никольская и Елена Бастрикова,
Тюменская православная гимназия
- Комментарии