"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2013
Этнокультурные традиции
Наша практика показала, что изучение русских традиций позволяет естественно сочетать обучение и воспитание. Системное включение этнокультурного материала в привычные для детского сада программы расширяет возможности индивидуального развития ребёнка.
Речь идёт об организации работы по программе, в которой воспитательные задачи, ориентированные на передачу детям нравственных и эстетических ценностей народа, занимают приоритетное место. Мы стремимся не только к тому, чтобы дети приобрели сумму знаний, но и к развитию детской любознательности, естественной в этом возрасте, потребности к саморазвитию, творчеству, самообразованию и превращению потребности в привычку.
Ценностью в этом подходе выступает сам человек и его мир, где у ребёнка создаётся новый опыт, который соединяется с прежним его опытом. Результатом таких отношений является диалоговый характер отношений, включённость ребёнка в познание себя, мира, способов взаимодействия, где ребёнок слышим и понимаем.
В таких отношениях признаётся право ребёнка быть другим, и отношения строятся по формуле «Я и Ты», «Мы вместе». Работа строится на содержательной основе этнокультурных традиций, органичной для психики детей, по трём видам деятельности: в группе с воспитателем, со специалистом в пространстве мини-музея и в совместном проживании события всеми участниками образовательного процесса.
Учебная деятельность дошкольника предполагает определённый набор тех или иных знаний, которые включены в учебную программу. Остальное время распределяется на игровую деятельность, режимные моменты и т.д. Эти промежутки времени наиболее благоприятны для воспитания. Чтобы работа в детском саду была успешной, последовательно выполнялись несколько принципиально важных условий:
- Мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков.
- Народный опыт используется непосредственно в жизни детей. К примеру, дети знакомились с лекарственными травами, учились их заваривать, теперь знают, как они называются, и пьют отвары ежедневно.
- Традиционные культурные эталоны усваиваются не только детьми, но и их родителями, а также сотрудниками детского сада.
Приступая к работе, мы ясно представляли себе, что она будет успешна только тогда, когда в этом участвуют все: и педагогический коллектив, и технический персонал, и дети, и их родители. Особую значимость приобретает эмоционально-чувственная сфера, которая поможет разрешить конфликтные ситуации в среде сверстников, снижать уровень агрессивности, преодолевать страхи, замкнутость и проблемы в общении. Но эмоции должны быть радостными, добрыми, а знания и навыки необходимыми, полезными и прочными.
В этнокультурных традициях дети приобретают убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые для жизни в обществе. В них выражаются культура, быт, представления о нормах поведения в конкретных взаимоотношениях, в которых протекает жизнь ребёнка, создаётся модель поведения, а образ героя учит, с кого брать пример.
Воспитательный эффект народных песен, танцев будет низким, если они сводятся лишь к выступлениям на публику и играм с заученными ролями. Когда же атмосфера приближена к народной, где каждый находит себе роль в творящемся на его глазах «действе» и импровизирует, не боясь сделать что-то не так, высвобождаются скованная энергия детей, их инициатива, творчество.
Мы исследовали восприятие и оценивание детьми сверстников. Для этого были выявлены уровни представлений детей о традициях и психосоциальные факторы, качественно определяющие процесс становления личности ребёнка. Посредством взаимодействий у ребёнка развивалась собственная позиция, формировались оценки предпочтения, что давало ему возможность занять определённое положение в коллективе сверстников.
Измерялся уровень общения детей, определялись критерии их симпатий и антипатий, особенности потребностно-мотивационной сферы, ценностной ориентации и способов выхода из конфликтных ситуаций. Параллельно изучались особенности применения традиций на базе детского сада. В детских коллективах были внутриличностные и межличностные конфликты, социальная дезориентация, у детей преобладали гедонистические установки, скрытая агрессия и страх.
Благодаря этнокультурному компоненту ситуация улучшилась. Дети стали проявлять интерес к традициям, появился позитивный настрой на общение. Дети активно участвовали в общих делах, проявляли желание понять сверстника, поделиться своими знаниями, договориться.
Педагог, имея дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всём быть идеалом человечности для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: Истины, Добра, Красоты.
Елена Ланина, воспитатель детского сада
№ 67 «Волшебник», г. Санкт-Петербург
- Комментарии