"Игры и Игрушки" №3-2023
Дышим глубоко – говорим легко! Игры-упражнения для развития речи малыша
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса, поэтому правильное и чёткое произнесение звуков во многом зависит от силы и направленности воздушной струи. Для речевого выдоха необходимо активное участие мышц и способность направить воздух по язычку в нужном направлении. Просто дышать, чтобы хорошо говорить, увы, недостаточно. Речевое дыхание – процесс более трудоёмкий. И тут на помощь приходит дыхательная гимнастика. Предлагаем вам ознакомиться с дыхательными играми-упражнениями, которые можно проводить дома для развития речевого дыхания вашего малыша.
Игра «Волшебные пузыри»
Для этой игры необходимо добавить в воду жидкое мыло, размешать его. Приготовить 2 трубочки. Нужно показать ребёнку, как вдыхается носом воздух и ртом через трубочку выпускается в приготовленный раствор. Дети приходят в восторг от воздушных пузырьков, игра полезна для развития речевого дыхания.Конечно, для этой игры очень важен подготовительный этап. Сначала надо с ребёнком научиться вдыхать воздух носом и выдыхать ртом, чередуя вдохи и выдохи через нос и рот. Безусловно, ребёнок должен уже понимать, когда ему говорят или показывают, что нужно делать.
Игра «Буря в стакане»
Берём стакан, наполненный наполовину водой и трубочку. Показываем, как вдыхаем воздух через рот и выдыхаем ртом через трубочку. Появляются пузыри. Важно объяснить, а затем следить, чтобы малыш не пил воду из трубочки.Футбол
Вариантов выполнения дыхательной гимнастики очень много. Важно заинтересовать ребёнка. Каждый раз предлагайте различные ситуации и обыгрывайте их. Например, игру «Футбол» можно назвать «Забей мяч в ворота». Для её проведения вам понадобятся: стол, миниатюрные футбольные ворота, которые можно сделать самим из сподручных средств, трубочки и поле, с которого нужно забивать гол. Игроков может быть несколько. Например, папа или старший брат играет за зелёную команду, а ребёнок за синюю. Чтобы «мяч» докатился до ворот, необходимо носом вдохнуть воздух, набрать его в лёгкие и выпустить сильную воздушную струю через трубочку, направив его именно на «мяч». Выигрывает тот участник, или та команда, которая забьёт гол первым, или если ведётся счёт как в футболе, то кто забьёт больше голов. Игра способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым, постепенным выдохом.Игра «Солнышко»
Приготовьте из картона солнышко с загнутыми и приподнятыми вверх лучами. Чтобы вызвать интерес ребёнка, украсьте его, нарисовав глаза, нос, улыбающийся рот. Для игры понадобится наше солнышко и трубочка. Центр солнышка закрепите на коробку, чтобы оно могло вращаться. Чтобы привести солнышко в движение, нужно набрать воздух и выдохнуть его со всей силы через рот, направив струю воздуха на лучи. Игру можно усложнить, применив трубочку.Разнообразить игру можно с помощью сказки про Колобка, где солнышко превратится в этого героя. У детей творческое воображение развито сильнее, чем у взрослых и они будут рады такому перевоплощению. При вращении, Колобок будет «катиться».
Одуванчики
Одуванчики – бесценный материал для проведения артикуляционной гимнастики, для развития дыхательного аппарата. Прогуливаясь на природе, сорвите с ребёнком цветочки. Пусть он подует на одуванчик. Можно вдыхать воздух носом и выдыхать ртом, либо вдыхать ртом и выдыхать через рот. Следите, чтобы ребёнок не вдохнул «парашюты» в рот, одуванчик должен быть на безопасном расстоянии от органов дыхания. Вариантов игры может быть много – кто быстрее сдует, у кого с первого раза разлетятся, у кого «парашюты» полетели выше, у кого дальше.Сказка «Теремок»
Читая сказку, предложите детям показать, как медведь сдул домик. Изготавливаем бумажный домик из частей, закрепляем его так, чтобы он в итоге мог разлететься, или чтобы части украшения домика разлетелись. Будет здорово, если ребёнок подключит мимику, жесты и эмоции, имитируя поведение медведя.Итак, пришёл медведь. Его не впустили в теремок, и он рассердился. Медведь начинает дуть. Снова объясняем правильные действия артикуляционной гимнастики – глубоко вдыхаем носом воздух, наполняем лёгкие и выдыхаем его изо всех сил через рот.
Выполнять дыхательную гимнастику нужно с простых игр, красочно, наглядно. Сначала сами покажите, чтобы у ребёнка появилось желание играть. Длительность выполнения упражнений увеличивайте постепенно. Если у малыша что-то не получается, подбадривайте его, хвалите, направляйте. Он должен почувствовать вашу поддержку. Не забывайте об игре! Любая сказочная история, с введёнными в неё дыхательными упражнениями, будет более интересной и при этом эффективной, чем строгий голос и настоятельные просьбы. В игре скрывается большая мотивационная сила для ребёнка!
Ольга Цыганова, учитель-логопед,
в соавторстве с коллективом
МБДОУ №101, г. Ульяновск
- Комментарии