"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2016
Дымковская игрушка
Конспект занятия по формированию целостной картины мира в средней группе образовательной организации
Задачи:
Порезвились и попели,
А теперь нам вновь пора
В страну Знаний, детвора. (Предварительно на полке, в уголке художественного творчества, выставлена игрушка «Барыня» дымковского промысла.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что изменилось в нашем художественном уголке? (Дети с воспитателем подходят к уголку художественного творчества и отмечают изменения.)
Воспитатель: Смотрите, в гости к нашей Матрёшке пришла подружка из далёкой деревни Дымки. Зовут её Барыня. Познакомьтесь с ней, пожалуйста. На Руси было принято при встрече кланяться друг другу. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
Воспитатель: Вы совершенно правы. Давайте и мы выразим почтение нашей новой знакомой. (Барыня «подходит» к каждому ребёнку, «кланяется» ему, ребёнок отвечает поклоном игрушке.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие хорошие подружки наша Матрёшка и Барыня. Чем они похожи? А чем отличаются? А как вы думаете, почему у них есть эти различия? (Дети отвечают, исследуя, трогая игрушки; отмечают роспись, форму, цвета, материалы, из которых они сделаны.)
Воспитатель: Какие интересные ответы у вас, ребята! Вы правы: матрёшка сделана из дерева, а Барыня – из глины. Одеты они по-разному: на Матрёшке платочек, а Барыня носит кокошник. И фигурки у них разные: Матрёшка «греет» в себе своих дочек, а Барыня нарядилась как на праздник. А ещё они родились в разных городах. Хотите послушать историю Барыни? Тогда давайте посмотрим, где живут умельцы, вылепившие такую красавицу. Покажи нам, Барыня, пожалуйста. (Дети вместе с воспитателем и игрушкой подходят к первой картинке, на которой изображена деревня Дымки.)
Воспитатель: На берегу реки расположилась слобода Дымково, где 400 лет назад, к весеннему празднику «Свистунья» кто-то из умельцев смастерил замечательную игрушку-свистульку. И детки, и взрослые очень полюбили её. Посмотрите, какая яркая эта птичка! Какого цвета у птички пёрышки? А хвост? А клювик? (Ответы детей.)
Воспитатель: А ещё эта птичка-свистулька очень звонкая. Вот послушайте, как она поёт! (Включается аудиозапись игры на свистульке.)
Воспитатель: Как вы думаете, почему она так звонко поёт? (Ответы детей.)
Воспитатель: Конечно же, ребята. А ещё она зовёт весну, тепло, чтобы солнышко скорее согрело землю. И так эта птичка понравилась людям, что решили они слепить ей из глины друзей: лошадок, собачек, курочек, оленят – и Барыню нашу, конечно, чтобы ухаживала за всеми. (Воспитатель показывает картинки дымковских игрушек.)
Воспитатель: Большое хозяйство у нашей Барыни? Много у неё друзей? Но чтобы игрушка получилась по-настоящему волшебной, нужна особая глина – красная. Мастера смешивают её с песком – посмотрите, какие получаются фигурки. Давайте подойдём и посмотрим! (Воспитатель подводит детей к картинке с изображением заготовок для игрушек.)
Воспитатель: Смотрите, похожи ли эти фигурки на настоящие волшебные дымковские игрушки? Нет. А почему? Чего им не хватает? Вы правы. Их надо как следует раскрасить. Для того чтобы игрушки стали белыми, мастера используют мел (показывает кусочек белого мела). А ещё им необходимы для росписи яркие краски.
Воспитатель: Почти все дымковские игрушки – это свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Роспись дымковской игрушки очень нарядна. На белом фоне яркие цвета смотрятся действительно очень празднично. Давайте посмотрим, какими ещё бывают эти игрушки. Только до следующей станции нам придётся добираться по мосту. (На ковре лежит ортопедическая дорожка, стоит скамейка и дуга. Детям предлагается пройти по дорожке, затем по скамейке, и, наконец, проползти под дугой. Воспитатель следит за правильностью выполнения движений.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и добрались до друзей и подруг нашей Барыни. Давайте посмотрим на картинку. Скажите, пожалуйста, что на ней изображено? Что делают игрушки на картинке? (Дети рассматривают и описывают сюжеты, передаваемые игрушками.)
Воспитатель: Всё верно! А хотите сами попробовать расписать такую игрушку? (Воспитатель предлагает пройти детям за столы, где расставлены стаканы с водой, краски, разложены кисти и шаблоны.)
Воспитатель: Наша Барыня посмотрит, как мы с вами расписываем её новых подружек. Давайте вспомним, какой узор, какие формы используют дымковские мастера для росписи игрушек? Эти же узоры будем использовать и мы в своей работе. Перед вами лежат незаконченные куколки. У них нет лиц, их платья некрасивы. Давайте сделаем их красавицами – как наша Барыня! (Дети по образцу начинают роспись своих куколок. Воспитатель помогает при необходимости.)
Воспитатель: Итак, ребята, мы закончили с вами расписывать наших красавиц. Посмотрите, какими яркими они стали. Теперь им можно идти на любой праздник! Барыня, тебе нравятся твои новые подружки? (Барыня благодарит детей за то, что помогли ей найти столько новых друзей.)
Воспитатель: Пожалуйста, Барыня. Наши ребята всегда готовы помочь. А за что мы с вами, ребята, можем поблагодарить Барыню? (Ответы детей.)
Воспитатель: Видишь, мы тоже благодарны тебе за то, что рассказала нам про дымковскую игрушку, показала своих друзей и подруг. До свидания, Барыня. (Дети прощаются с куклой, ставят её на полочку рядом с Матрёшкой.)
Воспитатель: Итак, ребята, понравилось ли вам наше сегодняшнее путешествие? Что вам больше всего понравилось? О чём мы расскажем нашим мамам сегодня? Что покажем? Наши куколки подсохли. Давайте поставим их в хоровод и полюбуемся на них. (Дети выкладывают на магнитную доску разрисованных кукол.)
Задачи:
- познакомить детей с народными промыслами (изготовление игрушек);
- формировать представления о дымковском народном промысле и истории его развития;
- формировать представления об особенности дымковской игрушки;
- формировать познавательный интерес;
- учить расписывать плоскостной вариант дымковской игрушки;
- формировать эмоционально-ценностный компонент, уважение к труду, художественному творчеству русского народа.
Ход занятия
Воспитатель: Мы немного пошумели,Порезвились и попели,
А теперь нам вновь пора
В страну Знаний, детвора. (Предварительно на полке, в уголке художественного творчества, выставлена игрушка «Барыня» дымковского промысла.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что изменилось в нашем художественном уголке? (Дети с воспитателем подходят к уголку художественного творчества и отмечают изменения.)
Воспитатель: Смотрите, в гости к нашей Матрёшке пришла подружка из далёкой деревни Дымки. Зовут её Барыня. Познакомьтесь с ней, пожалуйста. На Руси было принято при встрече кланяться друг другу. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
Воспитатель: Вы совершенно правы. Давайте и мы выразим почтение нашей новой знакомой. (Барыня «подходит» к каждому ребёнку, «кланяется» ему, ребёнок отвечает поклоном игрушке.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие хорошие подружки наша Матрёшка и Барыня. Чем они похожи? А чем отличаются? А как вы думаете, почему у них есть эти различия? (Дети отвечают, исследуя, трогая игрушки; отмечают роспись, форму, цвета, материалы, из которых они сделаны.)
Воспитатель: Какие интересные ответы у вас, ребята! Вы правы: матрёшка сделана из дерева, а Барыня – из глины. Одеты они по-разному: на Матрёшке платочек, а Барыня носит кокошник. И фигурки у них разные: Матрёшка «греет» в себе своих дочек, а Барыня нарядилась как на праздник. А ещё они родились в разных городах. Хотите послушать историю Барыни? Тогда давайте посмотрим, где живут умельцы, вылепившие такую красавицу. Покажи нам, Барыня, пожалуйста. (Дети вместе с воспитателем и игрушкой подходят к первой картинке, на которой изображена деревня Дымки.)
Воспитатель: На берегу реки расположилась слобода Дымково, где 400 лет назад, к весеннему празднику «Свистунья» кто-то из умельцев смастерил замечательную игрушку-свистульку. И детки, и взрослые очень полюбили её. Посмотрите, какая яркая эта птичка! Какого цвета у птички пёрышки? А хвост? А клювик? (Ответы детей.)
Воспитатель: А ещё эта птичка-свистулька очень звонкая. Вот послушайте, как она поёт! (Включается аудиозапись игры на свистульке.)
Воспитатель: Как вы думаете, почему она так звонко поёт? (Ответы детей.)
Воспитатель: Конечно же, ребята. А ещё она зовёт весну, тепло, чтобы солнышко скорее согрело землю. И так эта птичка понравилась людям, что решили они слепить ей из глины друзей: лошадок, собачек, курочек, оленят – и Барыню нашу, конечно, чтобы ухаживала за всеми. (Воспитатель показывает картинки дымковских игрушек.)
Воспитатель: Большое хозяйство у нашей Барыни? Много у неё друзей? Но чтобы игрушка получилась по-настоящему волшебной, нужна особая глина – красная. Мастера смешивают её с песком – посмотрите, какие получаются фигурки. Давайте подойдём и посмотрим! (Воспитатель подводит детей к картинке с изображением заготовок для игрушек.)
Воспитатель: Смотрите, похожи ли эти фигурки на настоящие волшебные дымковские игрушки? Нет. А почему? Чего им не хватает? Вы правы. Их надо как следует раскрасить. Для того чтобы игрушки стали белыми, мастера используют мел (показывает кусочек белого мела). А ещё им необходимы для росписи яркие краски.
Воспитатель: Почти все дымковские игрушки – это свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Роспись дымковской игрушки очень нарядна. На белом фоне яркие цвета смотрятся действительно очень празднично. Давайте посмотрим, какими ещё бывают эти игрушки. Только до следующей станции нам придётся добираться по мосту. (На ковре лежит ортопедическая дорожка, стоит скамейка и дуга. Детям предлагается пройти по дорожке, затем по скамейке, и, наконец, проползти под дугой. Воспитатель следит за правильностью выполнения движений.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и добрались до друзей и подруг нашей Барыни. Давайте посмотрим на картинку. Скажите, пожалуйста, что на ней изображено? Что делают игрушки на картинке? (Дети рассматривают и описывают сюжеты, передаваемые игрушками.)
Воспитатель: Всё верно! А хотите сами попробовать расписать такую игрушку? (Воспитатель предлагает пройти детям за столы, где расставлены стаканы с водой, краски, разложены кисти и шаблоны.)
Воспитатель: Наша Барыня посмотрит, как мы с вами расписываем её новых подружек. Давайте вспомним, какой узор, какие формы используют дымковские мастера для росписи игрушек? Эти же узоры будем использовать и мы в своей работе. Перед вами лежат незаконченные куколки. У них нет лиц, их платья некрасивы. Давайте сделаем их красавицами – как наша Барыня! (Дети по образцу начинают роспись своих куколок. Воспитатель помогает при необходимости.)
Воспитатель: Итак, ребята, мы закончили с вами расписывать наших красавиц. Посмотрите, какими яркими они стали. Теперь им можно идти на любой праздник! Барыня, тебе нравятся твои новые подружки? (Барыня благодарит детей за то, что помогли ей найти столько новых друзей.)
Воспитатель: Пожалуйста, Барыня. Наши ребята всегда готовы помочь. А за что мы с вами, ребята, можем поблагодарить Барыню? (Ответы детей.)
Воспитатель: Видишь, мы тоже благодарны тебе за то, что рассказала нам про дымковскую игрушку, показала своих друзей и подруг. До свидания, Барыня. (Дети прощаются с куклой, ставят её на полочку рядом с Матрёшкой.)
Воспитатель: Итак, ребята, понравилось ли вам наше сегодняшнее путешествие? Что вам больше всего понравилось? О чём мы расскажем нашим мамам сегодня? Что покажем? Наши куколки подсохли. Давайте поставим их в хоровод и полюбуемся на них. (Дети выкладывают на магнитную доску разрисованных кукол.)
Анна Гимельберг, воспитатель МК ДОУ Д/с № 445, г.Новосибирск
Рекомендуем почитать
- Прищепки: просто и полезно
- Стенды для оформления групп в детском саду
- Развитие мелкой моторики рук как направление педагогической работы с дошкольниками
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку