"Игры и Игрушки" №1-2023
Дополнительное образование для ребёнка дошкольного возраста
Каждый ребёнок имеет свой стереотип поведения, свои привычки, качества характера и предпочтения. Уже с первых лет жизни мы видим, как на наших глазах формируется характер малыша. Во многом, этому способствует и психологическая атмосфера в доме, и нагрузки ребёнка, в том числе дополнительное образование. Принцип всестороннего развития хорош, когда все знания и умения даются в меру и по возрасту. А вот где эта мера, сейчас мы с вами и рассмотрим.
Неблагоприятные причины, по которым детей отдают в секции или кружки:
- Общественные тенденции. Родитель стремится реализоваться в этой социальной роли, пытается соответствовать моде, его ребёнок обязан «выделяться» среди других, подчёркивая статус лучшего родителя.
- Незрелая личность родителя. Инфантильные взрослые перекладывают обязанности по воспитанию и развитию своих детей на педагогов.
- Психологическое выгорание. Воспитание ребёнка – колоссальный и бесконечный труд, занять малыша в какой-либо секции – это возможность таким родителям отдохнуть и уделить время себе.
- Мнимая забота. Взрослые, которые сами были чем-то обделены в детстве, пытаются таким образом компенсировать чувство своей обделённости, либо реализовать свои несостоявшиеся мечты (например, стать спортсменом или музыкантом).
- Потребность в контроле. Взрослый, который живёт с внутренним моральным дискомфортом, постоянно испытывает недоверие к окружающему миру. Излишне контролируя своего ребёнка, успокаивая себя. Секция тут выступает как средство контроля за окружающей действительностью.
Как правильно выбрать секцию?
Дети-дошкольники проявляют интерес буквально ко всему, они хватаются абсолютно за любой род занятий. Родители должны пристально следить за предпочтениями ребёнка и в нужное время направлять его по правильному пути. Главное, не переусердствовать. Кроме того, малыш должен чувствовать, что его любят и готовы поддержать даже в случае неудачи. Бывает, что родители делают всё правильно и ребёнку нравится то, чем он занимается, но требования родителей становятся постепенно завышенными, и вот уже ребёнок не имеет права на ошибку. Родители вдруг решают вырастить «чемпиона», не спрашивая у малыша, хочет ли он этого сам. Таким образом у него формируется страх разочаровать родителей.Какая оптимальная нагрузка должна быть у ребёнка дошкольного возраста?
Занятия не должны превышать допустимой нормы, которая варьируется в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей. Существуют санитарно-эпидемиологические нормы, утвержденные Роспотребнадзором России, в которых прописано время одного занятия для детей: от 3 до 4 лет – 15 минут; от 4 до 5 лет – 20 минут; от 5 до 6 лет – 25 минут; от 6 до 7 лет – 30 минут.Малышу важно попробовать себя в разных кружках и самостоятельно выбрать тот, который его заинтересует. С этой целью в организациях дополнительного образования обычно предусмотрены пробные занятия.
Оптимальные виды деятельности и возраст детей:
- для совсем маленьких – с 1,5-2 лет подойдёт рисование, но профессионально изучать технику рисунка и живопись нужно начитать не ранее, чем в пятилетнем возрасте, при условии поддержания интереса всё это время;
- в 2 года можно заниматься ритмикой и физической культурой, посещать игровые развивающие занятия, изучать окружающий мир;
- в 3-4 года любому ребёнку будет в радость посещать музыкальные занятия, танцы, спортивные секции;
- пением целесообразно заниматься, начиная с 5 лет, при условии наличия способностей;
- играть на музыкальных инструментах лучше с 6 лет, а то и позже, это зависит от индивидуальных предпочтений, способностей ребёнка и особенностей инструмента.
В 5-6 лет дети уже способны воспринимать чёткие указания тренера или педагога, поэтому в таком возрасте подойдёт спорт, бассейн, профессиональные танцы, иностранные языки, кружки технической направленности. И конечно, первые конкурсы и массовые мероприятия. Важно, когда усердие приводит к результату. Счастливые глаза ребёнка – это самая большая награда для родителя и хорошая мотивация для малыша.
Взрослым важно понимать, что они являются для своих детей примером. И если ребёнок видит перед собой увлечённого родителя, который с удовольствием занимается любимым делом (хобби/работа) и получает от этого положительные эмоции, малыш тоже захочет испытать эти эмоции.
И, самое важное: помните, что родители обязаны хвалить малыша за успехи и поддерживать при неудачах, учить преодолевать трудности, быть поддержкой и главное – любить своих детей всем сердцем.
Ирина Цыганова, педагог-психолог
ГБОУ Школа № 2044 ДО №4 г. Москва
- Комментарии