"Игры и Игрушки" №3-2013
Добро в каждом сердце
Нам было очень важно не просто сформировать продуктивно работающий коллектив, но и воспитывать толерантность у каждого педагога. Ведь без тёплых, дружеских отношений не может быть полноценного воспитания детей.
Творческая группа разработала анкеты для сотрудников, детей и их родителей, чтобы выявить уровень толерантности коллектива. Анкетирование показало, что уровень терпимости педагогов и сотрудников, а также большинства родителей недостаточно высокий для того, чтобы эффективно влиять на воспитание толерантности у детей. При тестировании же старших дошкольников выяснилось, что дети не придают особого значения национальному признаку. Они доброжелательны ко всем.
С педагогами мы проводили консультации, круглый стол по теме «Толерантное отношение к людям разных национальностей», а также организовали совместные мероприятия с родителями. Мы вовлекали родителей в педагогический процесс, проводили для них открытые просмотры занятий.
Открытые показы для родителей и педагогов проводились для того, чтобы изменить отношение к педагогу другой национальности, укрепить взаимопонимание между родителями и педагогами. Во время занятий видно, как педагоги относятся к детям разных национальностей, присутствует ли языковой барьер. Если воспитатель любит детей, то он вложит добрые чувства в них.
Большой эффект имеют семейные праздники «Всей семьёй на старт», «Папа, мама, я — спортивная семья». Особенность этих праздников в том, что дети и родители объединяются в команды, не делясь по национальному признаку, дружно выполняют все задания, поддерживая друг друга.
Большинство педагогов и родителей осознали важность воспитания у детей терпимого отношения к людям разных национальностей.
Праздники «День матери» и «Всемирный День семьи» прошли у нас в тёплой обстановке, очень трогательно. Когда семьи показывают свои таланты, каждая из них раскрывается с лучшей стороны. К примеру, на одном из таких праздников папа и мама нашей воспитанницы Мелани показали, как они вместе поют колыбельную песню на ночь своим доченькам. Их песня эмоционально тронула весь зал, у взрослых были слёзы на глазах, и дети слушали, затаив дыхание.
Наша работа с детьми включает изучение культуры разных стран. Праздники, развлечения, досуги, где дети в национальных костюмах исполняют танцы разных народов, вызывают неизменный восторг у детей и их родителей. Поскольку детский сад в основном посещают русские дети, мы особое внимание уделяем изучению истории, культуры и традиций русского народа. В детском саду создан музей русской народной избы, в создании которой участвовали дети и родители других национальностей. Музей пополняется экспонатами, воспитатели разработали план образовательной деятельности и экскурсий в музее с детьми.
В образовательном процессе мы используем кукол в национальных костюмах, книги писателей разных стран, наши педагоги подобрали картотеку национальных игр, в музыкальном зале представлены костюмы и музыкальные инструменты разных народов.
Результатом наших действий стало то, что большинство педагогов и родителей осознали важность воспитания у детей терпимого отношения к людям разных национальностей. Взрослые люди по-иному взглянули на проблему, переосмыслили свои представления о толерантности. Педагоги приобрели понимание того, какими методами надо осуществлять эту работу.
Воспитатели проявляют умение общаться с родителями и детьми, находят индивидуальный подход к членам семьи ребёнка, устанавливают доверительные отношения, учитывают мнения и просьбы родителей по различным вопросам организации жизни детей в группе. Родители оценили возможности семейной педагогики в формировании доброжелательных взаимоотношений с представителями разных национальностей.
Проблема создания атмосферы согласия, взаимной дружбы, мирного воздействия всегда актуальна, ибо меняется контингент детей и родителей и в коллектив вливаются новые люди. В детских садах всегда будет многонациональный состав, ведь Россия — многонародное, многоэтническое и многокультурное государство. Наше глубокое убеждение в том, что многие элементы толерантности можно сформировать путём культурного обмена.
Мы надеемся, что наш опыт работы поможет руководителям в создании гармоничных отношений в детских садах. Сюда приходят самые маленькие граждане нашей великой страны, и от того, насколько у них будет воспитано уважительное отношение к людям другой национальности, зависит то, с чем они пойдут в школу и во взрослую жизнь.
Евгения Сюлева,
заведующая детским садом № 2151,
г. Москва
Валентина Ананченко,
старший воспитатель
- Комментарии