"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2020
Дидактические игры
Дети, посещающие вторую младшую группу детского сада, проходят адаптационный период, насыщенный новыми впечатлениями и эмоциями. На этом этапе важным для ребёнка является взаимодействие с воспитателем. Оно может осуществляться в режимных моментах, в совместной деятельности, а также в ходе проведения дидактических игр. Воспитатель, воздействуя на ребёнка, заранее продумывает содержание и цели игры, апробирует новые приёмы, подбирает необходимые материалы и наглядность. Особенность использования дидактических игр заключается в том, что играя, дети не подозревают как приобретают знания, овладевают навыками действий с предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную составляющие, игровые действия.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Игры подбираются с учётом возраста детей, так как дидактическая задача, стоящая перед ребёнком, должна быть ему посильна.
Игра «Домашние животные и их детёныши»
Цель: расширять знания и представления детей о домашних животных.Задачи: учить детей называть по картинкам животных и их детёнышей;
обогащать словарный запас детей по теме; развивать память, внимание, мышление, воображение; воспитывать у детей доброжелательное отношение к природе и животному миру; формировать эмоциональную отзывчивость, желание помогать животным, ухаживать за ними.
В игре могут участвовать от 1-го до 3-х человек. За каждый правильный ответ ребёнку вручается награда-фишка. Продолжительность игры зависит от внимания и усидчивости детей.
Ход игры
На мольберте или на столе размещается дидактическая игра, которая представляет собой часы. На циферблате вместо цифр располагаются картинки домашних животных. Рядом с «часами» лежат картинки детёнышей животных. Взрослый крутит стрелку и по команде «стоп!» останавливает стрелку «часов». Первый игрок должен назвать животное, на котором остановилась стрелка, и подобрать картинку с изображением его детёныша. Победителем становится тот ребёнок, у которого по окончанию игры будет наибольшее количество фишек за правильные ответы. Таким образом можно брать любой программный тематический материал, обобщающие понятия.
Игра «Котик и мыши»
Цель: закреплять с детьми названия основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный), развивать память, внимание, речь детей.Задачи: учить детей правильно, узнавать и называть основные цвета; развивать зрительное (сенсорное) восприятие, мелкую моторику пальцев рук; развивать познавательные процессы; воспитывать культуру игры (соблюдение правил и последовательности).
Изготовление игры
1. Взять крышки от пластиковых бутылок и цветную бумагу: жёлтого, красного, синего, зелёных цветов.
2. Обвести крышки на листах бумаги и вырезать круги.
3. Приклеить к крышкам вырезанные круги. (Далее в игре мы будем называть крышки столбиками.)
4. Взять белый картон, разлиновать кубик, со стороной 4 см.
5. Вырезать по контуру шаблон и склеить кубик из заготовки.
6. Из цветной бумаги вырезаем 6 квадратов со стороной 4 см. Обклеиваем сделанный кубик из картона вырезанными квадратами.
7. Собираем игровое поле из плиток с искусственной травой.
8. Делаем домики для мышек в количестве 2 штук.
9. Вырезаем двух кошек, чёрную и белую.
10. Для игры понадобятся две фишки. (Можно вырезать 2 кружочка любого цвета, которыми игроки будут «ходить».)
На стол выкладывается дорожка. На дорожке по прямой выставляются две параллели из столбиков. На столбиках наклеены круги с основными цветами. На одном конце дорожки сидят две кошки разного окраса. (У одной дорожки сидит кошка белого цвета, у другой чёрного цвета.) На другом конце дорожки, напротив каждой кошечки, находится домик с мышкой.
Ход игры
Игра рассчитана на двух человек. Используя считалку, выбираем, кто первым будет бросать кубик.
Мы собрались поиграть,
Но кому же начинать?
Раз, два, три, начинаешь – ты!
Первый игрок выбирает дорожку, по которой будет ходить. Затем он бросает кубик. Ребёнок называет цвет грани кубика, которая находится наверху. После этого он ставит свою фишку на столбик соответствующего цвета, которая находится ближе к началу. Победителем становится тот, кто первым дойдёт до домика с мышкой.
Дидактические игры способствуют развитию предметно-практической деятельности. Совершая необходимые действия, ребята усваивают элементарные свойства предметов. Здесь можно отметить игры с водой, с песком, с воздухом. Для детей такие игры и экспериментально-познавательны, и интересны, они способствуют накоплению жизненного опыта.
Игра с предметами «От собачки убеги, мячик свой не урони»
Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, упражнять детей действовать по сигналу, находить мяч заданного цвета, использовать всю игровую площадку.Атрибуты: верёвки (три штуки), мячи разного цвета.
Ход игры
Дети стоят с двух сторон площадки. Один ребёнок, находящийся на середине площадке в кругу, обозначенном (верёвкой, скакалкой), изображает «пса», который охраняет свои мячи. Дети тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:
Мы к собачке шли, шли
Мячики нашли.
Красный мячик мы возьмём,
В домик свой мы унесём.
Стали мячики мы брать,
Чтобы с ними поиграть,
Но собачка рассердилась
И за нами в бег пустилась.
Дети приближаются к «псу», берут мяч заданного цвета. Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, «пёс» вскакивает и начинает громко «лаять». Дети разбегаются, «пёс» старается поймать кого-нибудь их ребят. Когда все дети убегут за линии, «пёс» возвращается на место.
Уважаемые педагоги, играйте как можно больше с детьми в дидактические игры. Они их увлекают, развивают и приносят колоссальное удовольствие. Важно также и родителей научить правильно подбирать игры для детей и активно использовать их в свободной деятельности.
Галина Рузинова, воспитатель
ГБОУ Школа №2109
ДК«Фантазия», г. Москва
- Комментарии