"Игры и Игрушки" №3-2022
Дети-манипуляторы
Кем бы вы ни были – родителями, бабушками или дедушками, тётями или дядями, воспитателями или учителями, - каждый из вас, наверняка, хоть раз сталкивался с тем, что приходилось идти на поводу у ребёнка против своей воли. А это значит, что вы столкнулись ни с чем иным, как с манипуляцией
Детская манипуляция — это скрытый психологический приём, с помощью которого ребёнок заставляет окружающих его людей выполнять нужные ему действия вопреки воли и интересам этих людей. Наверняка вы могли наблюдать как малыш кричит или бьётся в истерике в магазине, требуя купить ему какую-либо игрушку. Это самый яркий пример манипуляции.
Начиная с малого, некоторые дети, склонные к манипулированию, нащупывают слабые места в характерах взрослых и начинают постоянно использовать данный приём в различных его вариациях. Юный шантажист может превратить жизнь окружающих его людей в кошмар, а его будущее будет изуродовано устоявшимися качествами его характера. Потакание детской манипуляции, какой бы ничтожной она не казалась на первый взгляд – это «медвежья услуга» неокрепшему детскому сознанию. С самого раннего возраста у ребёнка формируются качества характера с которыми ему придётся жить всю жизнь, и то какими они будут, напрямую зависит от среды, в которой малыш воспитывается.
Причины детской манипуляции невозможно выделить, перечислив их по пунктам, потому как в зависимости от ситуации ребёнок может использовать данные техники сначала бессознательно, а легко получив желаемое запомнить данный прецедент и использовать его в будущем как инструмент. Но, зачастую такое поведение вызвано тем, что ребёнок хочет обратить на себя внимание (имея дефицит этого внимания со стороны взрослых или наоборот, в результате гиперопеки). Давайте рассмотрим некоторые инструменты, которыми пользуются дети-манипуляторы:
Вроде бы умеющий одеваться и держать ложку малыш каждое утро отказывается одеваться сам, просит маму покормить его, говорит, что устал, что не может. Он-то знает, что мама его пожалеет и сама все сделает за него.
Так что же делать взрослым, если ребёнок пристрастился к подобного рода методам добиваться делаемого? Для начала нужно найти корень проблемы, почему ребёнок стал использовать «хитрые» способы влияния на родителей (воспитателей). Затем, более пристально наблюдать за поведением такого ребёнка и «пресекать на корню» все зачатки манипулятивного поведения. Каким образом спросит вы? Здесь нужно рассматривать каждый случай индивидуально, но если дать общие советы, то можно выделить такие:
Детская манипуляция — это скрытый психологический приём, с помощью которого ребёнок заставляет окружающих его людей выполнять нужные ему действия вопреки воли и интересам этих людей. Наверняка вы могли наблюдать как малыш кричит или бьётся в истерике в магазине, требуя купить ему какую-либо игрушку. Это самый яркий пример манипуляции.
Начиная с малого, некоторые дети, склонные к манипулированию, нащупывают слабые места в характерах взрослых и начинают постоянно использовать данный приём в различных его вариациях. Юный шантажист может превратить жизнь окружающих его людей в кошмар, а его будущее будет изуродовано устоявшимися качествами его характера. Потакание детской манипуляции, какой бы ничтожной она не казалась на первый взгляд – это «медвежья услуга» неокрепшему детскому сознанию. С самого раннего возраста у ребёнка формируются качества характера с которыми ему придётся жить всю жизнь, и то какими они будут, напрямую зависит от среды, в которой малыш воспитывается.
Причины детской манипуляции невозможно выделить, перечислив их по пунктам, потому как в зависимости от ситуации ребёнок может использовать данные техники сначала бессознательно, а легко получив желаемое запомнить данный прецедент и использовать его в будущем как инструмент. Но, зачастую такое поведение вызвано тем, что ребёнок хочет обратить на себя внимание (имея дефицит этого внимания со стороны взрослых или наоборот, в результате гиперопеки). Давайте рассмотрим некоторые инструменты, которыми пользуются дети-манипуляторы:
Истерики
Добиться желаемого при помощи истерики – самый распространённый приём, который используют дети. Каждый раз, когда малыш плачет, родители стараются его успокоить и зачастую задаривают, задабривают чем-то своё дитя. Понимая, что вследствие этого можно что-то получить в очередной раз, слёзы переходят в истерику, когда желаемое никак не удаётся достигнуть. Громкие крики, топот ног, желательно в людном месте, - всё это приводит к успеху (мама не может вынести косых взглядов прохожих и старается быстрее сгладить ситуацию).Притворство
Чего больше всего на свете бояться родители? Чтобы ребёнок не заболел. А значит, если он плохо себя чувствует, ему всё-всё в первую очередь: и мультики, и сладости, и мамино внимание повышенное. Почему лишний раз не приврать, что голова болит или животик. В садик опять же можно не пойти, если не хочется рано вставать.Беспомощность
Зачем самому завязывать шнурки или даже кушать (если можно просто открывать рот).Вроде бы умеющий одеваться и держать ложку малыш каждое утро отказывается одеваться сам, просит маму покормить его, говорит, что устал, что не может. Он-то знает, что мама его пожалеет и сама все сделает за него.
Лесть
Однажды сообразив, что можно сказать приятное слово маме или обнять её лишний раз, и получишь за это не только ласку в ответ, но и ещё что-нибудь, почему не воспользоваться этим приёмом ещё и ещё раз?Обидчивость
Ребёнок не идёт на контакт, всячески игнорируя обращения родителей. Он отворачивается, показывая свою обиду по любому поводу. А сам ждёт, что родители разжалобятся и исполнят все его прихоти.Агрессия
Не получая желаемого, некоторые малыши начинают разрушать (крушить) всё вокруг или драться с теми, кто рядом. Они ожидают, что, испугавшись такой реакции и последствий, родители пойдут на уступки и выполнят все требования.Упрямство
Малыш настаивает на своём и ни в какую не хочет уступать. Спорит с родителями, с детьми, во всем видит несправедливость, отказывается соблюдать правила, устраивая родителям проблемы пока не добьётся желаемого.Соперничество между родителями
Один родитель разрешает то, что запрещает другой. Ребёнок начинает использовать это в своих целях, подбираясь в выгодный момент к тому из родителей, кто более лоялен в данном вопросе.Так что же делать взрослым, если ребёнок пристрастился к подобного рода методам добиваться делаемого? Для начала нужно найти корень проблемы, почему ребёнок стал использовать «хитрые» способы влияния на родителей (воспитателей). Затем, более пристально наблюдать за поведением такого ребёнка и «пресекать на корню» все зачатки манипулятивного поведения. Каким образом спросит вы? Здесь нужно рассматривать каждый случай индивидуально, но если дать общие советы, то можно выделить такие:
- Нужно относится к ребёнку как к маленькому взрослому. Не сюсюкаться с ним, не давать ему поблажек из-за возраста и так далее. Общаться следует с ребёнком на высоте его роста (нужно присесть и глядя в глаза пояснить, что он уже взрослый, а взрослые люди так себя не ведут. Привести пример как поступил бы папа малыша и так далее. Это не должно быть разовым сообщением, все ваши взаимоотношения с ребёнком теперь должны быть построены именно таким образом. Можно предоставлять выбор в процессе разговора о том, как надо поступать, например: все взрослые убирают свою постель, но если ты маленький и не станешь этого делать, то ты не сможешь как взрослый получить возможность поиграть в видеоигры. Ребенок должен чётко понять, что вы будете непреклонны и готовы действовать решительно. Причем семья должна действовать сообща. Папа, мама, бабушки, дедушки, все должны понимать, что нельзя менять своих решений из-за пророненной слезинки или очередной истерики. И когда ребёнок поймет, что эта его тактика не работает, он перестанет использовать её.
- Обратите внимание, что дети, склонные постоянно истерить, могут быстренько изобрести более действенный способ. Не заметите, как попадетесь на их очередную удочку. Нужно постоянно помнить, что перед вами не ребёнок, а взрослый человек, просто маленького роста, у которого мало жизненного опыта и нужно больше с ним общаться, разъясняя ему то, что вы уже знаете. Делитесь с малышом своими знаниями, а не нянчитесь с ним.
- С симулянтами проще всего. Только малыш начинает делать вид, что ему плохо или начинает корчится от боли, реагируйте вызовом доктора на дом или ведите на прием к врачу. Таким образом вы излечите его от хитрости, ну и на всякий случай сможете удостовериться, что опасности действительно нет. Если первый раз он и согласится пойти к доктору, то на второй раз задумается о том, стоит ли затевать данную авантюру.
- Самые тяжелые случаи связаны с манипуляцией в общественных местах. Невероятно трудно сохранить лицо и спокойствие при наличии публики. Ну и тут можно выйти из положения. Можно спокойно сказать, что вы уже вызвали такси и оно ждать не будет и отправится к выходу, напоследок сказав ребёнку что если он не хочет идти домой, то может оставаться, а за ним придет полицейский и отведет его в полицию, потому как всех детей без мам туда забирают.
Екатерина Филатова, педагог-психолог,
г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку