"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2017
Чувашский алфавит и азбука
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
Задачи:
- развивать любовь детей к родному языку, культуре, истории чувашского народа;
- знакомить с вкладом И. Яковлева в народную культуру;
- воспитывать чувство любви к своей малой Родине и чувства гордости и восхищения представителями чувашского народа.
Материалы и оборудование: презентация; книга-фотоальбом «И. Я. Яковлев»; карточки со словами для составления девиза и заповеди; карта Чувашской Республики; современные русский и чувашский алфавиты; карточки-изображения для отгадывания загадок.
Ход занятия
(Под звуки чувашской народной песни воспитатель приглашает детей в круг.)
Воспитатель: Послушайте, ребята, какая красивая песня в этот замечательный весенний день сегодня нас встречает. Как вы думаете, на каком языке звучит эта песня? (Ответы детей.) Правильно, на чувашском. Я думаю, что это неспроста, она зовёт нас, чтобы мы собрались все вместе и узнали что-то новое. Я предлагаю вам нашу сегодняшнюю встречу, как всегда, начать с приветствия на чувашском языке. (Дети вместе с воспитателем приветствуют друг друга на чувашском языке.)
Воспитатель: В большой стране у каждого из нас есть свой родной уголок – город, деревня, где он родился, провёл свои детские годы, ходил в детский сад, как вы, ребята. Это его маленький дом – его малая Родина. И где бы ни жил человек, он всегда с любовью и трепетом вспоминает ее. Скажите мне, ребята, а как называется ваша малая Родина? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, город Чебоксары – столица нашей Республики Чувашии. Сейчас я хочу пригласить сюда Диану. Она прочтёт стихотворение о нашей малой Родине. (Чтение стихотворения «Над Волгою в Чувашии».)
Воспитатель: Присаживайтесь, ребята. Чувашская земля родила многих выдающихся людей-героев войны, космонавтов, просветителей, писателей, ученых, поэтов и артистов. Прошу обратить ваше внимание на экран. (Воспитатель предлагает назвать фамилии выдающихся людей, изображённых на слайдах: А. Г. Николаев, В. И. Чапаев, М. Сеспель, К. В.Иванов.)
Правильно, ребята. Жизнь этих людей является частицей истории, национальной гордостью. Сегодня мне бы хотелось познакомить вас ещё с одним великим человеком – сыном чувашского народа – И. Я. Яковлевым.
Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках очень старая книга. Называется она «Иван Яковлевич Яковлев. Фотоальбом». В этой книге собрано множество фотографий и описана жизнь человека. Вот он, И. Я. Яковлев. (Показывает портрет в книге.) Любая биография человека начинается с его рождения. Итак, И. Я. Яковлев родился много лет назад в чувашской семье, в деревне Кошки-Новотимбаево (показывает изображение деревни в книге). Его родители умерли рано, поэтому ему пришлось жить в чужой семье. Семья Кирилловых его любила и воспитывала как своего ребёнка. В 8 лет мальчика забрали в удельное училище. Учителя хвалили его за добросовестность и упорство, хотя учиться было трудно. Ведь Ваня не знал русского языка, на котором велось обучение. В 19 лет он поступил учиться в гимназию. Во время учёбы Иван начинает составлять первый чувашский алфавит, первый чувашский букварь, другие учебники для чувашских детей и организовывать национальные школы. И. Я. Яковлев окончил гимназию с золотой медалью и поступил в Казанский университет. В первый же год учебы он создал чувашский алфавит, а через год был выпущен первый чувашский букварь. (Демонстрирует на экране соответствующие фотографии.)
Воспитатель: Вы, наверное, помните ребята, кто были создателями русского алфавита были? (Кирилл и Мефодий.) Совершенно верно, а вот создателем чувашского алфавита стал И. Я. Яковлев. Посмотрите, ребята (показывает современные алфавиты), перед вами два алфавита – русский и чувашский. Согласитесь, они очень похожи, но в чувашском алфавите есть буквы, которых нет в русском. Например, буква ă (произносит и показывает).
Воспитатель: Оля, как ты думаешь, какой русский звук напоминает данная буква? Правильно, звук [о]. А сейчас я предлагаю вам поиграть. Я буду называть слова на чувашском языке. Если вы в названном слове услышите звук [ă] – хлопайте в ладоши, если этого звука нет в слове – прыгайте. (Воспитатель в порядке очерёдности называет знакомые детям слова на чувашском языке: шăши, кушак, кайăк, череп, мулкач, йытă, чăх, ěне, лаша.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Маттур, ачасем. Скоро вы пойдёте в школу, и там обязательно продолжите изучение чувашского языка и более подробно познакомитесь с чувашским алфавитом. Мы с вами узнали, что И. Я. Яковлев был составителем чувашского алфавита и первого чувашского букваря. Так из чего же состоял его первый букварь?
Воспитатель: В первый букварь входили старинные чувашские, народные песни, пословицы, поговорки, и, конечно же, загадки. У вас на столе лежат картинки. Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вам среди множества картинок-отгадок предстоит найти правильную и показать её.
В сенях Альдюк пляшет (метла).
Не живое, а дышит (тесто).
Отец прямой, мать кривая, а детишки пухленькие (хмель).
В поле лежит белый сурбан (лыжня).
Воспитатель: Также в букварь входило много поучительных рассказов, которые Яковлев писал сам. Присаживайтесь поудобнее и послушайте один из них «Как мужик лошадь искал». (Чтение рассказа воспитателем. По желанию, воспитатель может предложить детям разыграть инсценировку по ролям.)
Воспитатель: Ребята, скажите, каков девиз нашей группы? Правильно, «Один за всех и все за одного!» Я неспроста задала этот вопрос, потому что у И. Я. Яковлева тоже был свой девиз и своя заповедь, которых он придерживался всю свою жизнь. Для того, чтобы их узнать, я предлагаю вам разделиться на две подгруппы и выполнить следующее задание.
Сейчас обеим подгруппам я раздам карточки, на которых написаны отдельные слова. Эта команда будет составлять девиз. А другая команда будет составлять заповедь. Ваша задача – правильно расположить карточки со словами и прочитать девиз и заповедь просветителя И. Яковлева. (Дошкольники выполняют задание, при необходимости воспитатель помогает. После выполнения задания девиз и заповедь появляются на экране.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Имя Яковлева живёт в наших сердцах, потому что много доброго он сделал не только для чувашского народа, но и для всей нашей Родины. Ну что же, и в завершении нашей сегодняшней встречи давайте снова соберемся в круг, возьмём наш волшебный клубочек и расскажем ему, всё, что узнали сегодня нового.
Наталия Кузьмина, старший воспитатель,
МБДОУ Д/с № 72, г. Чебоксары
Рекомендуем почитать
- Классические методики на основе дидактических игр
- Новинки от издательства БЛОССОМ!
- Игровые наборы по методике Марии Монтессори
- Комментарии