"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2017
Чудесная осень
Конспект обобщающего занятия по теме «Осень» разработан для старших дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) и сопутствующим речевым заключением общее недоразвитие речи (ОНР)
Множество игровых и сюрпризных моментов, смена деятельности старших дошкольников – всё это позволяет увлечь детей и повысить эффективность коррекционно-развивающего процесса.
Цель: систематизировать знания детей о поздней осени и осенних явлениях.
Обучающие задачи: продолжать учить составлять сложносочинённое предложение с союзом «а», предложения по картинкам и короткий рассказ из них, отвечать на вопросы, согласовывать движения с речью.
Развивающие задачи: активизировать словарь действий и признаков по теме; продолжать развивать высшие психические функции дошкольников средствами игры и обучающих упражнений; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, магнитная доска, мяч; аудиозапись «Звуки осеннего леса» А. Вивальди.
Демонстрационный материал: конверт с письмом от Осени; картинки с изображением осени; осенние листья берёзы, рябины, клёна, дуба. Музыкальные инструменты для имитации осенних звуков - погремушка, свистулька, бубен.
Раздаточный материал: веточки с листьями, музыкальные инструменты (маракасы, бубенцы, треугольник, ложки, погремушки) по количеству детей.
Ход занятия
Педагог: Ребята, отгадайте загадку. Она к нам приходит после лета. Она приносит нам богатый урожай овощей и фруктов. Она окрашивает листву в разные краски. Она заставляет нас надевать тёплые шапки, куртки, сапоги и доставать зонтики. Что это? (Дети называют время года - осень, при этом загадка позволяет дать ответ после любой фразы педагога.)
Педагог: Сегодня мы поговорим с вами о волшебнице осени, поиграем, споём песни. (Дети рассаживаются полукругом перед доской, на которой расположены картинки с изображением разных времён года.) Рассмотрите картинки и выберите только осенние пейзажи. (Дети выполняют задание.)
Педагог: Ребята, какие периоды осени вы знаете? (Дети называют раннюю, «золотую», позднюю осень.) Почему позднюю осень ещё называют предзимьем? (Дошкольники отвечают на вопрос.)
Педагог: Посмотрите, за окном какое-то письмо! (Со стороны улицы на окошке висит письмо от Осени, заранее размещённое там педагогом.)
Ребята, это письмо нам прислала волшебница Осень. Но вот беда, из-за сильных осенних дождей письмо намокло, буквы в нём заплакали и расплылись. Невозможно прочитать! Осень хотела нам в этом письме рассказать о себе. Но осень – волшебница, и она нам поможет! Будьте внимательны, смотрите на экран и рассказывайте о том, что вы там видите! Про осень будет говорить тот, у кого в руках мяч. (Педагог демонстрирует слайды по теме «Осень».)
Дети: Осенью часто идёт холодный, сильный дождь. Осенью дует холодный, порывистый ветер. Осенью листья на деревьях краснеют, желтеют, потом вянут и опадают. Когда листья падают с деревьев – это листопад. Осенью звери готовятся к зиме. Зайчик меняет серую шубку на белую. Осенью насекомые прячутся в щели и засыпают. Осенью мы собираем урожай овощей и фруктов. Осенью люди надевают тёплую одежду. (При смене слайдов дети передают друг другу мяч.)
Педагог: Посмотрите, какой прекрасный букет из листьев прислала нам Осень! (Педагог вносит корзину с листьями и привлекает внимание дошкольников к таким же листьям берёзы, рябины, дуба и клёна на доске). Дети, одинаковые ли эти листья? С каких они деревьев? (Дети рассматривают листья и отвечают на вопросы).
Педагог: Давайте, поиграем в игру «Добавь слово». Лист клёна – кленовый, лист берёзы - …, лист дуба - …, и так далее. (Дети играют, затем берут из корзинки по веточке с листьями и выполняют под музыку Т. Морозовой «Золотой листопад» движения: поднимают руки, приседают, кружатся, бегают, тихо садятся. В конце динамической паузы листья собирают в букет.)
Педагог: Посмотрите, в конверте фотографии. Какую осень вы на них видите? (Педагог демонстрирует две фотографии с изображением московской улицы в разные периоды осени.)
Дети: На фотографиях ранняя и поздняя осень.
Педагог: Осень хочет, чтобы мы сравнили изображения на этих фотографиях и составили предложения, используя маленькое слово «а». Например, ранней осенью небо светлое, а поздней осенью на нём тёмные тучи.
Дети: Ранней осенью солнышко часто появляется на небе, а поздней осенью редко. Ранней осенью на деревьях много разноцветных листьев, а поздней осенью они голые, без листьев. Ранней осенью дожди идут редко, а поздней осенью каждый день. Ранней осенью люди одеваются легко, а поздней осенью носят тёплые куртки.
Педагог: Молодцы! Пришло время отдохнуть и поиграть в дождик. (Дети встают в круг друг за другом и кладут руки на плечи стоящего впереди ребёнка. Под песню «Дождик бегает по крыше» (сл. Н. Пикулевой, муз. Е. Попляновой) дошкольники выполняют «массаж» спины стоящего впереди ребёнка: последовательные похлопывания ладонью по спине; постукивание спины подушечками пальцев, затем кулачками; растирание поверхности спины ребром ладони; разминание ладонями плеч; лёгкое поглаживание спины сверху вниз. Затем дети поворачиваются в другую сторону и выполняют «массаж» снова.)
Педагог: Ребята, осень можно не только видеть, но и слышать. Прислушайтесь и скажите, на что похожи эти звуки? (Дети садятся на стулья. Педагог за ширмой издаёт звуки с помощью погремушки и свистульки, водит ладонью по бубну.)
Дети: Это дождь стучит. Ветер свистит. Ветер громко дует. Листья шуршат.
Педагог: Давайте представим, что мы идём по ковру из листьев, и они шуршат у нас под ногами. (Педагог ударяет в бубен с разной силой, изменяет темп ударов. Дети шагают под эти звуки в разном темпе.)
Педагог: Мы сегодня не только увидели, но и услышали звуки осени, поиграли. Теперь пришла пора спеть для волшебницы Осени песню. (Дети исполняют песню «Осень» (муз. и сл. О. Осипова), сопровождая пение припева игрой на маракасах, бубенцах, треугольнике, погремушках, ложках.)
Тамара Сияменд, учитель-логопед ГБОУ
Многопрофильная школа № 1220, О/п № 5,
г. Москва
- Комментарии