"Игры и Игрушки" №5-2019
Что такое логопедия?
Для многих логопед – это человек, ставящий звуки. Однако, логопедические занятия подразумевают под собой гораздо больше, чем кажется. Речь – сложный процесс, объединяющий множество участков головного мозга в единое целое
Как правило, проблемы в одном звене цепочки влекут за собой отставание последующих. Например, если у ребёнка не развита ритмическая сторона деятельности (он пропустил этап ползания, лепета), то в большинстве случаев это отразится на слоговой структуре – пропуски, перестановки слогов и звуков.
Первые три года в жизни ребёнка являются основополагающими для формирования речи. Если к трём годам ребёнок имеет трудности в речи, следует своевременно обратиться к специалисту. Нужно ознакомиться с причинами задержки речевого развития и составить индивидуальный план работы. Но следует помнить, что большинство навыков всё же приобретается в семейной обстановке, поэтому задача родителей – помочь своему чаду справиться с появившимися трудностями.
Роль родителей в обучении и воспитании ребёнка огромна. Не стоит забывать об этом и возлагать все надежды только на специалистов. Очень важно – работать в команде с логопедом, тогда результаты будут быстрее и значительнее. Хвалите своего малыша, радуйтесь его успехам и не раздражайтесь, если что-то не получается – маленькому герою так важна поддержка самых близких людей!
Как правило, проблемы в одном звене цепочки влекут за собой отставание последующих. Например, если у ребёнка не развита ритмическая сторона деятельности (он пропустил этап ползания, лепета), то в большинстве случаев это отразится на слоговой структуре – пропуски, перестановки слогов и звуков.
Первые три года в жизни ребёнка являются основополагающими для формирования речи. Если к трём годам ребёнок имеет трудности в речи, следует своевременно обратиться к специалисту. Нужно ознакомиться с причинами задержки речевого развития и составить индивидуальный план работы. Но следует помнить, что большинство навыков всё же приобретается в семейной обстановке, поэтому задача родителей – помочь своему чаду справиться с появившимися трудностями.
Что же могут сделать родители для своего ребёнка?
- Прежде всего, работать в связке с логопедом. Важно регулярно делать домашние занятия. Помните, что эффективнее упражняться 5-10 минут в день, чем 1 час раз в неделю. Если ребёнок отказывается заниматься дома, вам помогут задания в игровой форме.
- Один из «китов», на котором держится логопедическая работа – это артикуляционная гимнастика. Язык, губы, щёки состоят из большого количества мышц, которые без нужных упражнений окрепнуть не смогут. В состоянии ли вы без подготовки подтянуться или отжаться? Та же история и с произношением! Значит, придётся несколько раз в день уделить по 5-10 минут несложным упражнениям.
- Огромное значение имеют пальчиковые игры, не пренебрегайте ими! На пальцах и ладонях находится большое количество нервных окончаний, при стимуляции которых происходит активизация зон речи в коре головного мозга. Также можно и нужно использовать пластилин, аппликации, бусины, маленькие игрушки.
- Отдавайте предпочтение играм, в которых нужно назвать предмет определённого цвета или найти нужный предмет из предложенных.
- Читайте вместе с ребёнком, пойте песни и учите стихи наизусть. В интернете можно найти много потешек, колыбельных, детских рассказов. Вспомните о произведениях популярных классиков для детей: А. Барто, С. Михалкова, К. Чуковского, С. Маршака.
- Обсуждайте, спрашивайте, будьте готовы дать ответ на все вопросы. Говорите, о чём хотите: про кусты и деревья по пути в сад, собаку соседа и товары в магазине. Список ограничивается лишь вашей фантазией.
Перечислим некоторые игры, которые можно использовать для занятий:
- Разложи предметы (игрушки, бусины, геометрические фигуры из бумаги) по цветам/величине/форме – это тренировка логического мышления, внимания, мелкой моторики.
- Назови предмет/цвета/размеры/формы – тренировка скорости реакции, словарного запаса и грамматического строя. В зависимости от возраста ребёнка можно усложнять задания.
- Дифференцирование звуков (С-Ш, С-З, Ц-С, Р-Л) – тренировка фонематического восприятия и слухового внимания. Здесь можно придумать множество игр. Кидать мячики в корзинки разных цветов, хлопать в ладоши или выполнять определённые действия, когда услышишь слово/слог/звук.
- Повтори за мной – взрослый отхлопывает определённый ритмический рисунок, ребёнок его повторяет. Это одно из важнейших упражнений при проблемах слоговой структуры.
- Закончи предложение. «Мама идёт... Зайчик решил... Миша любит...». Упражнение прекрасно стимулирует развитие грамматического строя речи и словарного запаса.
- Игры на мелкую моторику. Можно использовать шарики су-джок, ленточки, верёвочки и шнурки. Также хороши прищепки – можно сделать солнышко или повесить сушиться тряпочки. Поощряйте ребёнка за самостоятельное застёгивание и расстёгивание молнии и пуговицы, закручивание крышки от бутылок.
- Игра «Кто что ест» – просто незаменима! Можно слепить из пластилина овощи, ягоды, траву и устроить целый спектакль, отрабатывая лексику, грамматику и «непослушные» звуки.
Роль родителей в обучении и воспитании ребёнка огромна. Не стоит забывать об этом и возлагать все надежды только на специалистов. Очень важно – работать в команде с логопедом, тогда результаты будут быстрее и значительнее. Хвалите своего малыша, радуйтесь его успехам и не раздражайтесь, если что-то не получается – маленькому герою так важна поддержка самых близких людей!
Мария Борискина,
учитель-логопед, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Зимнее творчество
- Лайфхаки: как не забыть за лето школьную программу
- Сезон простуд – не время для болезней!
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку