"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2015
Что нужно знать родителям школьников о технике чтения?
Учитель в школе уже с первого класса требует, чтобы техника чтения была не ниже нормы. Ребёнок старается, читает, но скорость чтения почему-то не растёт или растёт очень медленно. «Какое отношение имеет техника чтения к самому чтению? Кому это надо? Пусть ребёнок читает так, как может. Нечего мучить детей и родителей этой проверкой техники чтения» – подобные мысли посещают многих родителей младших школьников.
Давайте попробуем разобраться, кому и зачем нужна проверка техники чтения. Проведённые в Харьковском пединституте исследования показали, что между скоростью чтения и успеваемостью учащихся существует прямая связь. Так, среди быстро читающих учащихся 53% учатся хорошо и отлично, а среди медленно читающих, таких учеников бывает не более 4%, показатели успеваемости значительно хуже. Эти исследования были опубликованы еще 1983 году. Сейчас количество информации значительно увеличилось, и школьнику нужно её усвоить, запомнить. При медленном чтении это практически невозможно. К тому же, наш мозг устроен таким образом, что хорошо воспринимает информацию, которая поступает быстро. И по исследованиям специалистов при медленном чтении человек усваивает до 60% информации, а при быстром – 80%.
Наверное, вы сталкивались с такой ситуацией, когда ребёнок прочитал предложение и ничего не понял. Если ребёнок читает медленно, то он плохо понимает и запоминает содержание прочитанного, читает невнимательно и допускает много ошибок. Вот и получается, что от техники чтения школьника зависит не только чтение, но и вся учеба в целом. А по-другому и быть не может, ведь чтение – общеучебный навык. Любое знание мы получаем только с помощью чтения. Задачу, упражнение, тему по природоведению нужно сначала прочитать. Соответственно, встаёт вопрос – как развивать технику чтения и надо ли это делать искусственно? Техника чтения – показатель очень нестабильный: медленно растёт, но очень быстро может уменьшиться. Как это ни удивительно, но чтобы научить ребёнка читать быстро и правильно, нужно с ним играть. Только игры должны быть особенные. Таких игр и игровых упражнений очень много. Предлагаю познакомиться с несколькими игровыми упражнениями для развития техники чтения, которые можно применять со школьниками любого возраста.
Догонялки. Все дети любят играть в догонялки, только наши догонялки будут не во дворе, а в книге. Взрослый читает любую детскую книгу со своей обычной скоростью или чуть медленнее, а ребёнок следит по тексту карандашом или указкой, показывая на то слово или слог, которое сейчас читается. Взрослый останавливается в середине предложения, а ребёнок прочитывает следующее слово или часть предложения. Таким образом, ребёнок следит за чтением взрослого, учится читать правильно и быстро, так как ему надо успеть догнать читающего, при этом и он сам читает маленькую часть текста вслух. Невозможно следить по тексту, не читая его. Значит, пока ребёнок следит по тексту, он уже читает!
Таким нехитрым игровым упражнением вы можете значительно улучшить качество чтения ребёнка, затрачивая 5–10 минут в день.
Филворд. Вы наверняка много раз встречали разнообразные филворды в сборниках кроссвордов. Как правило, многие считают это просто забавой, развлечением. На самом деле, эти игры тоже способствуют развитию навыка чтения. Чтобы найти слова в таблице букв, ребёнку надо не один раз соединить буквы в слоги, слоги в слова и понять, что это у него получилось.
Составить филворд самостоятельно нетрудно. Возьмите лист бумаги, начертите таблицу с клеточками и впишите слова так, чтобы буквы располагались по горизонтали или вертикали. Запишите рядом с таблицей все слова, которые вы внесли и предложите ребёнку эти слова найти.
Первое время, возможно, ребёнку понадобится ваша помощь, но постепенно он станет делать это всё быстрее и легче и без вашей помощи.
Дешифровщик. Попробуйте отгадать, какое слово здесь написано – НАЧЕДОМ. Отгадали? Правильно, это «чемодан». Как вы думаете, понравится ли ребёнку расшифровывать слова, которые вы зашифровали? Подобные задания имеют и другое название – анаграммы, но для ребёнка это трудное и малопонятное слово, поэтому можно придумать и другое название, например, дешифровщик.
Для игры можно использовать магнитные, картонные, пластиковые буквы или просто записывать слово на бумаге. Если ребёнок маленький и только учится читать, берём небольшое слово, делим его на слоги и переставляем их местами. Но подсказку даём не сразу, а только в том случае, если у ребёнка не получается расшифровать слово.
Когда будут получаться такие простые варианты слов, начинаем усложнять. Переставляем не слоги, а буквы в слове и постепенно берём более длинные слова.
Это только маленькая часть игровых упражнений, которые можно использовать для развития техники чтения школьника. Много других игровых упражнений вы найдёте на сайте «Читалочка». Очень важно помнить, что развивая технику чтения с помощью игры, мы не только улучшаем скорость чтения, но и формируем позитивное отношение к чтению. Ребёнок понимает, что чтение может быть интересным и приятным занятием.
Используйте различные специальные игры и техника чтения ребёнка начнёт расти, что, конечно же, положительно повлияет на обучение малыша в целом.
Татьяна Джало, учитель младших к лассов, инструктор по развитию
памяти, внимания и быстрого чтения, автор сайта «Читалочка»
- Комментарии