"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2019
Что и где?
Аннотация: Тема «Предлоги» важна для дальнейшего понимания семантической стороны речи. Если ребёнок вовремя не усвоит понятие «предлог», в дальнейшем могут возникнуть трудности и в письменной речи. Важно, чтобы дети научились на слух выделять их из общего речевого потока, что позволит выделять их, как отдельные слова, и на письме. При проведении занятия на эту тему необходимо включать развивающие задания с применением наглядного материала.
Цель: отработать применение предлогов «на, под, в, за».
Образовательные задачи:
- Повторить семантическое значение предлогов.
- Повышать уровень знаний детей в установлении соответствия между предлогом и его схемой.
- Продолжать учить составлять предложения с предлогами на наглядной основе, по вопросам.
- Учить выделять предлог из предложения на слух.
- Улучшить понимание конкретно-пространственных значений предлогов.
- Повышать уровень самоконтроля.
- Воспитывать положительное отношение к занятиям.
- Повышать уровень самооценки и критичность к своей работе.
Ход деятельности
Логопед: Доброе утро, ребята. Сегодня я хочу поиграть с вами в игру по станциям «Что и где?». (Выполняется игровое упражнение «Будь внимательнее» на закрепление предлога «на», показ карточки-схемы предлога.) У меня к вам задание. Внимательно послушайте. В этом задании что-то пропущено, какое-то слово. Вам нужно догадаться, какое слово я пропустила. Посади куклу ... стул. Скажите, вы поняли меня?Дети: Нет.
Логопед: Чего не хватает в моей просьбе?
Дети: Непонятно, куда посадить куклу.
Логопед: А как вы думаете, какого слова не хватает?
Дети: На.
Логопед: Да, без этого маленького слова «на» непонятно до конца, что я хочу сказать. Ваня, построй предложение-просьбу правильно.
Ваня: Посади куклу на стул.
Логопед: Миша, повтори, пожалуйста. Ребята, скажите, что это за схема? (Показ картинки-схемы предлога «на». Упражнение на магнитной доске «Куда закатился мяч?» на закрепление предлога «под», показ карточки-схемы предлога. Логопед перемещает мяч под разные предметы: кровать, стол, стул, шкаф, диван. Дети называют, под какой предмет закатился мяч.)
Проведение физминутки
В жаркий день лесной тропойЗвери шли на водопой (ходьба на месте),
За мамой-ежихой топал … ежонок (ходьба на месте),
За папой-медведем шёл … медвежонок (крадутся на носочках),
За мамочкой-белкой прыгал … бельчонок (прыгают на месте),
За папой-кабаном шёл … поросёнок (идут вперевалку),
Олениха вела за собою … оленят (идут на четвереньках),
Все мамы, папы и дети напиться хотят (лицом в круг делают движение языком «лакают»).
Логопед: Очень любят в прятки играть лесные жители! Не устоять им на месте. И мы вместе с ними поиграем. (Проведение игры прятки на закрепление предлога «за», демонстрация схемы предлога.) Ребята, я сейчас раздам животных (фигурки пальчикового театра), а вам нужно будет их спрятать за различные предметы. Все готовы, тогда начнём. Раз, два, три, четыре, пять. Я детей иду искать. Катя, где прячется заяц? (Спросить нужно каждого ребёнка.)
Катя: Заяц прячется за дубом. (Выполнение упражнения «Банный день» на закрепление предлога «в» демонстрация схемы предлога.)
Логопед: Что вы видите на столе, назовите?
Дети: Стакан, платок, салфетка, полотенце.
Логопед: Нашу куклу Лиду мы сегодня будем купать. А после купания всегда нужно завернуться во что-то тёплое. Что нам подойдёт? Лена, выбери, во что ты завернёшь куклу. Не забудь использовать маленькое слово-предлог.
Лена: Я заверну куклу в платок (в салфетку, в полотенце).
Логопед: Какое маленькое слово вы использовали, когда заворачивали игрушку?
Дети: «В». (Показ карточки-схемы предлога. Выполнение дидактического упражнения «Волшебный конверт»: нахождение предлогов: «в, на, за, под». Картинки подбираются по количеству детей.)
Логопед: Лёша, подойди ко мне и вытащи из коробки картинку. Скажи, кто играет и на чём?
Лёша: Заяц играет на дудке.
Логопед: Миша, посмотри, куда идёт мальчик?
Миша: Мальчик идёт в магазин.
Логопед: Саша, скажи, кто и где спрятался?
Саша: Заяц за кустиком.
Логопед: Лена, посмотри и скажи, где мяч?
Лена: Мяч под стулом.
Логопед: Молодцы! Все отлично справились с этим заданием. А сейчас будем с вами поднимать нужную схему. (Детям раздаются карточки со схемами предлогов: в, на, за, под.) Я буду говорить предложение, а вы поднимите нужную схему. (Логопед читает, выделяя голосом предлоги). Яблоки лежат в корзине. Мама поставила вазу на стол. Крапива растёт за забором. Птичка сидит в гнезде. Кот забрался под кровать. Я намазала масло на хлеб. Водитель лежит под машиной и ремонтирует её. Лиса спряталась за деревом, и так далее. И эти упражнения вы выполнили, а теперь нас ждёт «Сказочная викторина». Слушайте внимательно вопросы и отвечайте. Где Золушка познакомилась с принцем?
Дети: На балу.
Логопед: Где женщина нашла Дюймовочку? (В цветке.) Где живёт полевая мышь? (Под землёй.) Где жили три медведя? (В лесу.) Где работал доктор Айболит? (В больнице.) Какие вы молодцы, давайте отдохнём немного. (Проводится релаксационная пауза.)
Ровным кругом друг за другом
Мы идём за шагом шаг (ходьба друг за другом).
Стой на месте! Дружно вместе сделаем с тобой вот так… (предлагается выполнять любые движения.)
Логопед: Вы отлично справились со всеми сложными заданиями. Какие слова помогли вам правильно давать ответы на вопросы?
Дети: Короткие слова, предлоги.
Логопед: Какое задание вам понравилось на занятии больше всего? (Ответы детей.)
Татьяна Герасимова, учитель-логопед
МБДОУ Детский сад №96, г.Чебоксары
Рекомендуем почитать
- Краски весеннего леса
- Волшебное электричество
- Миссия журнала «Обруч» — сделать заботу о дошкольном детстве национальной идеей
- Комментарии