"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2017
Бумага с секретом
Программа кружка «Я - исследователь» наиболее полно соответствует интеллектуально развивающему направлению внеурочной деятельности в нашей школе. Её цель - научить детей разного возраста создавать и реализовывать проекты. В общешкольных проектах «Курские богатыри - славные воины», «Неизвестный солдат», «Сердце матери» и других с большим желанием участвовали и учащиеся начальных классов. Один из увлекательных проектов, для младших школьников, я хочу представить вниманию читателей.
Мы уже давно не представляем себе жизни без бумаги: на ней пишем, печатаем, рисуем; в неё упаковываем. Но сколько ненужной бумаги выбрасываем и сжигаем! Можно ли дать ей вторую жизнь? Как изготовить бумагу своими руками? Как сделать изделие из бумажных отходов привлекательным? Сможет ли эта вновь полученная бумага найти применение? Найти ответы на все эти вопросы помог проект «Бумага с секретом», в ходе которого дети 10-11 лет познакомились со свойствами бумаги и технологическими особенностями её производства, с возможностью получения уникального авторского продукта.
Цель проекта: раскрыть условия самостоятельного изготовления бумаги при изучении предмета «Технология» и во внеурочной деятельности.
Обучающие задачи: познакомить с историей появления бумаги, с технологическим циклом её производства в современных промышленных условиях; научить изготавливать бумагу самостоятельно.
Развивающие задачи: подвести учащихся к осознанию взаимосвязи между состоянием бумаги и её свойствами; развивать умение анализировать полученную информацию и использовать её в своей практической деятельности.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познавательной и экспериментальной деятельности; умение взаимодействовать в команде; показать значимость взаимопомощи.
Продукт проектной деятельности: изготовленная детьми бумага и изделия из неё. Проект реализуется несколькими этапами.
I этап. Подготовка к изготовлению бумаги
На этом этапе мы выделили 3 направления деятельности и организовали параллельное выполнение детьми.
1. Поиск и изучение информации о появлении и производстве бумаги:
- Подготовка учащимися презентаций об истории бумаги.
- Подготовка и проведение выставки «Какой бывает бумага».
- Изучение свойств бумаги.
- Знакомство с произведениями «Лист бумаги» С. Михалкова и «Стихи о бумаге» Р. Гамзатова.
- Заучивание пословиц «Бумага всё стерпит», «Бумага терпелива: от стыда не краснеет», «На деле прав, на бумаге виноват», «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги» и других, объяснение их смысла.
- Знакомство с современным производством бумаги с помощью презентаций «На бумажной фабрике», «Газетная бумага», «На чём напечатан календарь».
2. Подготовка оборудования.
Для изготовления бумаги необходимы ёмкость объемом 3-5 литров; две деревянные рамки размера А4 и А5 с натянутой на них капроновой или пластмассовой сеткой с размером ячеек до 2 мм.; ёмкость для стекающей через сетку рамки воды; блендер, миксер; губка, фен, утюг; марля 30х30 см., тканевая салфетка 30х30 см., ножницы. Рамки дети изготавливали вместе с родителями.
3. Подготовка материала.
Для изготовления бумаги мы использовали бумажные полотенца, салфетки, а также бросовый бумажный материал. Необходимо учитывать, что цвет конечного продукта будет зависеть от исходного бумажного материала и цвета красителя, который будет добавлен в ходе работы. Из массы, приготовленной в результате смешивания 1 кг исходного сырья с 3 л воды, получается 2-3 листа бумаги. Их длина и ширина соответствуют размерам рамок, а толщина может быть разной. Она зависит от объёма воды: чем он больше при неизменном количестве бумажного сырья, тем тоньше получится бумага.
II этап. Изготовление бумаги
- Собранное исходное сырьё рвём или разрезаем на мелкие кусочки, заливам водой и измельчаем с помощью блендера до однородного состояния. Быстро размокающие в воде бумажные полотенца и салфетки, а также полученную массу при дополнительном добавлении воды перемешиваем с помощью миксера.
- Добавляем в бумажную массу любую краску, перемешиваем. Лучший эффект дают акриловые краски; интересный результат получается при смешивании красок. Здесь можно и нужно экспериментировать!
- Выкладываем окрашенную массу на рамку с сеткой, разравниваем массу и при желании выкладываем на её поверхность высушенные лепестки цветов или листья, слегка вдавливая их в массу. Потребуется время, чтобы вода стекла.
- Приподнимаем рамку с сеткой и с помощью губки удаляем с её обратной стороны всю лишнюю влагу. Затем сверху накрываем изготавливаемую бумагу тканевой салфеткой и переворачиваем так, чтобы рамка оказалась сверху. Осторожно удаляем рамку и оставляем лист высыхать на 2-е суток.
- Досушиваем лист феном и проглаживаем утюгом через марлю, чтобы выровнять его поверхность. С помощью ножниц придаём листу бумаги нужную форму. Уникальный лист готов!
Из полученной бумаги на уроках «Технология» и на занятиях кружка «Я – исследователь» дети выполнили аппликации, изготовили счётный материал для первоклассников и подарочные открытки.
Мнение участников проекта
Доронин Александр: «Мне понравилось участвовать в проекте и изготавливать бумагу. Узнал много нового для себя. В жизни всё пригодится, вот и бумагу теперь смогу сделать самостоятельно».
Горбенко Даниил: «Участвуя в проекте, я приобрёл навыки сотрудничества со своими товарищами, собирал информацию о бумаге из разных источников. Это интересно!»
Шевцова Ольга: «На занятиях кружка я научилась делать бумагу. Считаю, что опыт удался. Каждый человек сможет сам сделать эксклюзивную бумагу. Она будет отличаться от любой другой цветом и разной толщиной. К Новому году я сделаю из своей бумаги открытки-подарки. Этот проект показал трудоёмкость процесса производства бумаги и научил меня выполнять самостоятельное исследование».
Елена Шевцова, учитель МКОУ
Кореневская СОШ № 1 им. В. Крохина,
п. Коренево, Кореневский р-н, Курская область
- Комментарии