"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2017
Бисероплетение
Развитие мелкой моторики и творческих способностей у детей с ОВЗ на занятиях по бисероплетению
Цель работы: создание условий для развития мелкой моторики рук и творческих способностей через занятия с бисером. Приобщение детей к основам рукоделия.
Задачи:
- способствовать развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств;
- знакомить с особенностями художественного языка;
- развивать органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать;
- развивать умственные, конструктивные способности – умение работать со схемой, дополняя или изменяя её;
- способствовать обогащению словаря
Ожидаемый результат
-
Более высокий уровень развития мелкой моторики, технических навыков и умений.
-
Устойчивый интерес к творческому процессу, желание мастерить своими руками.
-
Стремление детей к созданию украшений для себя и близких.
Каждый ребёнок стремиться к творчеству и движению. Они приносят детям радость, уверенность в себе, помогает узнавать себя и мир вокруг. Занятия в кружках позволяют ребёнку раскрыться, а родителям увидеть весь спектр его истинных возможностей и сферу будущих интересов. Составляя план работы, мы учитывали уровень развития мелкой моторики детей, принцип «от простого – к сложному», разнообразие видов деятельности, и, конечно же, мотивация изготовления поделок. План был составлен блоками, в каждом блоке содержится несколько занятий, отражающих одну тему, количество которых зависит от сложности работы. Освоение блока подразумевает изготовление одной поделки. В работе кружка участвуют дети подготовительной логопедической группы, в количестве 10 человек. Работа запланирована на учебный год и содержит 9 блоков. Занятия проходят 1 раз в неделю по 30 минут.
К нашему творчеству были привлечены родители. Они помогли приобрести нужный материал для работы, собрали мини-библиотеку по поделкам из бисера.
Начинаем с рассматривания, обследования всех необходимых для работы материалов, знакомства детей с техникой безопасности в работе с бисером, проволокой, леской. Осваивать техники плетения мы начинали из мелких бусин и крупного бисера, некоторым детям было очень сложно удерживать пальцами мелкие бисеринки, настолько слабы были их пальчики. Нанизывали материал на проволоку – работа с проволокой безопасна для детей, так как не требуются иголки, а ещё это очень податливый материал, и изделиям легко придать любую форму.
Сначала использовали приём простого низания бисера на одну нить – плели бусы, браслеты для кукол, фенечки для себя и родных, используя одинаковые или отличающиеся по цвету, форме, величине бусины, чередуя их согласно схеме. Дети учились работать со схемой, проговаривать свои действия, упражнялись в счёте.
Освоив приём простого низания по схеме, использование этого приема в изготовлении игрушек, листьев или лепестков-петелек, мы перешли к технике параллельного плетения. Данная техника используется для изготовления листьев, лепестков, плоскостных игрушек, брошек.
Следующая работа была коллективной. Согласно сезонной тематике у нас появилось «Осеннее деревце». В начале занятия мы рассматривали картинки осени, проговаривали «осенние» приметы. Так определилась тема нашей работы. Дети самостоятельно выбирали цвет изготавливаемого листика и его размер.
К 8 марта начали плести цветы для мамы, не у всех получалось сразу, дети помогали друг другу, объясняли, подсказывали. И пальчики начинали работать проворнее – ведь цветок для мамы. Сначала научились плести отдельно лепестки, листья, тычинки и соединять их в цветок.
Каждая планируемая поделка содержит несколько занятий. На всех первоначальных занятиях проводится работа по обогащению словаря, развитию лексико-грамматического строя речи, введение в тему. На первом занятии мы проговариваем, что мы будем делать, выбираем цветовую гамму, составляем композицию поделки. Последующие занятия блока имеют одинаковую структуру, кроме последнего итогового. Занятия начинаются с разминки с проговариванием чистоговорки, соответствующей планированию по звукопроизношению, далее практическая работа. На итоговом занятии проходит обобщение темы, составление деталей в композицию. В групповых комнатах постоянно проходят мини-выставки детских работ. Дети, которые быстрее выполняют свою работу, помогают отстающим.
Хотелось бы обратить внимание на то, как важно развитие равных возможностей левой и правой руки. Об этом редко задумываются, но способность работать левой и правой рукой наравне удивительно благотворна для развития памяти, мышления и речи.
В ходе нашей кружковой работы мы пришли к выводу, что при занятиях с бисером не только достигаются поставленные задачи. Занятия также:
-
способствуют развитию связной речи;
-
способствуют развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств;
-
знакомят с особенностями художественного языка;
-
развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать;
-
развивают умственные, конструктивные способности – дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя её;
-
способствуют обогащению словаря.
А так же формируются такие необходимые качества, как: взаимопомощь, сотрудничество, умение работать в коллективе.
Кружковая работа в детском саду дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться и творить.
Ольга Выдра, педагог-психолог, Елена Коптяева, учитель-логопед
МБДОУ ЦРР Д/с «Алёнушка» р.п. Усть-Абакан, респ. Хакасия
Рекомендуем почитать
- Комментарии