"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2014
Бесценные открытия
Как удержать внимание детей на занятиях
Не секрет, что удержать внимание детей на занятиях, особенно всей группы, бывает очень сложно. Ведь от того, насколько ребёнок внимательно слушал педагога, зависит качество усвоения им материала. Соблюдение правил поведения на занятиях организует и дисциплинирует детей, приучает уважительно относиться к учебному труду и формирует готовность к школьному обучению.Элементарные навыки культуры поведения на занятиях ребёнок приобретает, начиная с первой младшей группы. Детей учат спокойно сидеть, слушать воспитателя, смотреть, что он делает, отвечать на его вопросы, делать всё вместе и сообща. В средней группе задачи усложняются — детей учат умению слушать указания педагога и действовать в соответствии с ними, вести себя сдержанно и организованно, говорить по очереди.
Требования к старшим дошкольникам качественно изменяются. Так, педагог учит их при ответе вставать, держать себя спокойно, не жестикулировать, отвечать на вопросы в краткой и распространённой форме, ясно и чётко, не торопясь. К концу пребывания в детском саду дошкольники, как правило, усваивают основные правила поведения на занятиях.
Если дети часто отвлекаются и болтают друг с другом на занятиях, то чаще всего причина этого — скука из-за плохо подобранного наглядного материала, отсутствия сюрпризного момента, неинтересного или не соответствующего возрасту материала и т. д. У дошкольников внимание неустойчиво и непроизвольно. Важно учитывать это и не перетруждать детей. Вот несколько советов, как удержать внимание детей:
- Для привлечения внимания группы используйте невербальные средства — жесты. Например, сигналом «внимание» может стать один и тот же жест (ладонь, приставленная к уху или что-то другое). Вы можете использовать его, когда хотите напомнить детям, что нужно слушать. Постепенно дети привыкнут к этому жесту, и это позволит вам лишний раз не отвлекаться от темы.
- Во время начала занятия не дожидайтесь полной тишины в группе, обязательно найдутся те дети, которые будут вертеться и разговаривать. Чтобы привлечь внимание детей, сначала можно повысить голос, но потом, как только заметите, что детки угомонились и стали слушать, говорите спокойным и нормальным голосом.
- Ребят, которые обычно вертятся и отвлекают друг друга, рассаживайте подальше. Сами распределяйте, кто и где будет сидеть, но не делайте это постоянно, каждый ребёнок должен знать своё рабочее место.
- Если кто-то из детей пытается перебить вас во время проведения занятия не по теме в первый раз, не обращайте внимания (конечно, если он не просится в туалет или не возникло что-то непредвиденное). Следует реагировать только на вторую попытку. Позже, в течение дня, поговорите с ним, обсудите, как он мог поступить иначе, чтобы не перебивать вас и не отвлекать других.
- С часто отвлекающимися и непослушными детьми можно поиграть в игру — предложить им самим побыть в роли воспитателя и провести занятие с детьми или куклами, а самое главное — самим в процессе этого занятия решать, что будет происходить в это время, в какой последовательности и т. д.
Как навести порядок в группе
Часто педагоги сталкиваются с такой проблемой, как наведение порядка в группе после игр, особенно в младших группах. Кажется, так легко взять игрушку и положить её на место. Но для малышей это трудная и не нужная задача. Зачем убирать игрушки, если с ними можно будет ещё поиграть потом? Мы, как педагоги, понимаем, что, приучая убирать игрушки, конечно, в пределах индивидуальных возможностей детей, развиваем у них волевые качества и самоорганизацию.Как же перехитрить малыша и научить самостоятельно всё убирать на свои места? По идее, увидев, как вы собираете игрушки, дети начнут делать то же самое, и со временем это войдёт у них в привычку. Но в жизни всё по-другому: через какое-то время малыши теряют интерес к наведению порядка.
Итак, учим наводить порядок в группе:
- Придумайте какой-то ритуал и постоянно следуйте ему. Например, ребёнок, который лучше и быстрее всех убирает игрушки, становится победителем, и ему надевают на руку красивый браслет или дают поиграть самую красивую игрушку в группе (она должна быть выделена и служить только для этого случая).
- Назначайте по очереди «главного проверяющего» — ответственного за порядок в группе — из самых аккуратных и старательных детей.
- Подберите музыку и включайте её во время уборки игрушек. Когда музыка закончится, все игрушки должны быть убраны.
- Превратите процесс уборки в увлекательную игру («Кто быстрее?», «Раз, два, три — игрушки убери!») или волшебство. Например, дети проснулись после обеденного сна, а их поджидает корзина со сладостями или новая книга. Это мог принести кто угодно (фея, зайчик из леса и т. д.) — тот, кто увидел, как детки всё убрали и в знак благодарности сделал им сюрприз.
- Придумайте сказку, почему игрушки необходимо складывать именно в это место. Например, они рассказывают друг другу, как провели день. Или просто любят отдыхать именно в этом месте. Главное, чтобы дети приняли условия игры и соблюдали их.
Вот несколько весёлых рифмовок, которые можно проговаривать с детьми в процессе уборки:
«Я игрушку сам возьму, сам потом и уберу».
«Чисто в комнате как стало! Мы игрушки всё убрали!».
«Кукла уже хочет спать, положи её в кровать».
«Машинка долго ехала и вот в гараж заехала».
Важно не пропустить момент, когда дети сами с удовольствием начнут собирать игрушки. Нужно обязательно хвалить их, восторгаться. Тем более, что игрушки для детей — живые, они становятся их друзьями. Учите детей любить своих «друзей».
И не забывайте о том, что когда дети что-то творят, строят, мастерят, фантазируют, тема уборки игрушек может быть и не затронута (и в таком случае право не убирать игрушки имеет своё законное место). Ребёнок должен иметь своё право на продолжение игры. Учите детей понимать и эту ситуацию тоже.
Алсу Мустафина, старший воспитатель ГБОУ
«Детский сад комбинированного вида №2250»,
г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии