"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2014
Бережём здоровье учеников
Нормальный рост и развитие ребёнка определяет среда, в которой он живёт. А поскольку большую часть времени дети проводят в школе, значит, именно от педагога зависит, кокой будет эта среда в образовательном учреждении. Традиционная организация образовательного процесса создаёт у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к нарушению механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.
Виды нагрузок при обучении в школе делятся на умственные, динамические и статические. Умственные нагрузки связаны с затратами на мыслительные процессы при приобретении знаний. Динамические нагрузки помогают повысить работоспособность, хорошо усваивать материал, их недостаточность приводит к гиподинамии. Статические нагрузки связаны с необходимостью длительное время удерживать вынужденное положение тела во время учебных занятий. Игнорирование педагогом этих факторов приводит к одной из причин неуспешности обучения.
О некоторых приёмах, используемых в моей работе на уроках русского языка и помогающих, с моей точки зрения, сохранить здоровье учащихся, расскажу подробнее.
Начинать урок необходимо с ритуала — приветствия: искреннего, обязательного, располагающего к работе, задающего тон всему уроку.
Одним из часто употребляемых приёмов является работа в группах. В начале работы группа обязательно принимает правила, которые необходимы для положительной психологической атмосферы, иначе ни о каком здоровье речи быть не может. Дети сидят в кругу и хорошо видят своих одноклассников. Здесь не спрячешься и не займёшься своим делом, идёт активное общение и взаимодействие. Работа в такой группе помогает сформировать навыки позитивного общения. Основные требования к работе в группе: конфиденциальность, взаимоуважение, пунктуальность, отсутствие оценок и критики. Кроме положительного эмоционального состояния работа в группах позволяет подвигаться. Если же работа учителя построена так, что в ходе урока учащимся предстоит несколько раз сменить группу, двигательная активность увеличивается и заменяет физкультминутку.
Интерактивное обучение — это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Но именно такое обучение позволяет включить в работу всех учащихся. Одним из методов интерактивного обучения является «мозговой штурм». Учащимся предлагается тема, формируется вопрос, даётся время для обсуждения, и каждый участник высказывает своё мнение. Все мнения фиксируются на доске. Этот метод позволяет выслушать мнение каждого, быстро генерировать множество идей, повысить самооценку учащихся. Сложность для педагога заключается в том, чтобы научить детей действовать по правилу: «Не оценивай! Не критикуй!». Главное — создание положительного психологического фона, без которого невозможно сохранение эмоциональной составляющей здоровья.
На протяжении любой совместной деятельности дети устают, испытывают снижение энергии. Поэтому необходимы короткие упражнения, которые позволяют восстановить и мобилизовать энергию класса. Это своего рода «энергизаторы», которые можно использовать вместо однообразных физпауз. Они снимают физическое и психическое напряжение, помогают получить удовольствие от учёбы, сплачивают в игре коллектив.
Этот тип упражнений наиболее любим мною и моими учениками. Примерно в середине урока, после затратного по энергии письменного упражнения, проводится упражнение-энергизатор. Кто-то назовёт его физкультминуткой, но эта «физкультминутка» направлена не только на двигательную активность школьников, но и решает ещё несколько важных задач.
Практически на каждом уроке предлагается свой оригинальный текст для физических упражнений. Не просто стишок «с потолка», а текст (не всегда стихотворный), содержащий в себе примеры понятий, изучаемых на уроке. После выполнения физического упражнения дети вспоминают текст и находят в нём примеры на изучаемое на уроке правило или примеры языкового понятия. Задание берётся несложное, практически все учащиеся справляются с ним, тем самым, повышая свою самооценку и мотивируя себя на дальнейшую работу. Текст обычно берётся либо лирический, либо юмористический, что служит своеобразным «релаксом».
И ещё один «плюс» этого приёма. При систематическом использовании таких заданий ученики предвидят, что от них потребуется после физических упражнений. Они научаются не просто слушать, а слышать и вычленять необходимую информацию. (Не важное ли умение при сдаче выпускного экзамена?)
Спросите, где брать такие тексты? Великое множество подобных упражнений содержится в разнообразных методичках для учителей, в брошюрах с занимательными заданиями по предмету. В конце концов, их можно придумывать самим. Только не стоит ничего брать из учебника! Интерес у учащихся пропадёт, да и слушать необходимости не будет. Главное — предусмотреть возможность физических упражнений в ходе подобного занятия.
Приведу примеры подобных текстов:
1. Тема: «Антонимы», 5 класс
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок — высоко,
Воробей сказал, что близко,
А улитка — далеко.
А телёнок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыплёнок — тем, что очень
Велико и тяжело.
А котёнку всё равно:
— Кислое, зачем оно?
— Что вы? — шепчет червячок,
— Сладкий у него бочок.
2. Тема: «Действительные и страдательные причастия», 7 класс
Ветер, гонящий облака, заглянул мимоходом в дремлющий лес. Деревья проснулись, встрепенулись и закружились в стремительном вальсе, напеваемом ветерком. Молодые листья, колеблемые потоком воздушных струй, перешёптывались друг с другом. Пролетающая по-над лесом сойка крикнула зевающему ежу: «Чувствую приближающееся лето!» Лес приутих в ожидании долгожданной поры.
3. Тема: «Личные местоимения», 6 класс
Моё стихотворение — про местоимения.
Утром — так заведено —
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар-птицей.
А стемнеет — ОН придёт:
Тоненький, смущённый,
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл — плывёт ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
Кто же ОН, ОНО, ОНА?
Месяц, солнце и луна!
Последнюю строчку лучше не зачитывать, оставить для отгадки ученикам.
Уверена, придумать движения для таких текстов не составит труда. Хорошими помощниками в этом плане со временем становятся сами дети.
Светлана Лужбина, учитель МБОУ «Труновская основная
общеобразовательная школа», с. Трун, Пермский край
Рекомендуем почитать
- Комментарии