"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2018
Бабочка в руках
Цель: развивать познавательные и исследовательские способности дошкольников.
Обучающие задачи: формировать представления о стадиях развития бабочки, познакомить со строением её крыла.
Развивающие задачи: развивать внимание, память, речь, мышление, интерес к исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к живой природе, чувство нетерпимости к бессмысленному уничтожению насекомых.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, цифровой микроскоп; набор для работы с микроскопом: пинцет, предметное и покровное стекло.
Демонстрационный материал: фотографии выставки «Мир насекомых глазами детей»; презентация «Порхающий цветок»; аудиозапись «Звуки природы», крылышко бабочки.
Раздаточный материал: разрезные картинки «Бабочки»; крупные силуэты бабочек на полосе обоев с растительным рисунком; наборы разноцветных стикеров.
Предварительная работа: ознакомление с устройством микроскопа и правилами работы с ним; оформление вместе с детьми и родителями фотовыставки «Мир насекомых глазами детей» их совместными работами; рассматривание бабочек на фотографиях и рисунках в энциклопедии; выполнение на макете дома крыши из черепицы.
Ход НОД
(Дети вместе с воспитателем рассматривают фотовыставку детско-родительских работ «Мир насекомых глазами детей».)Воспитатель: Ребята, кому из вас вместе с родителями удалось сфотографировать бабочку? (Дети показывают свои фотографии.) Где это произошло? Кто первый заметил эту бабочку? Как она называется? Легко ли вам было её сфотографировать? (Дошкольники отвечают на вопросы. Если ребёнок затрудняется правильно назвать бабочку, педагог помогает ему.)
Воспитатель: Чем бабочки отличаются друг от друга? (Дети называют разную окраску и величину бабочек; отмечают разную форму их крыльев и длину хоботка.) Чем похожи бабочки между собой? (Дошкольники называют части тела бабочек.) Я приготовила для вас загадки:
Не птицы, а с крыльями.
Не пчёлы, а летают;
Над цветами порхают,
Нектар собирают. (Бабочки)
Бабочкина дочка
Вся в мелких ярких точках,
Медленно ползёт,
Листики грызет. (Гусеница)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на фотографии и постарайтесь найти на них бабочку в детстве. (Дети показывают на фотографию с гусеницей. Затем педагог предлагает им занять места перед экраном и демонстрирует слайд «Бабочка».) Кто хочет рассказать нам, откуда появляется бабочка, и какие превращения с ней происходят в течение жизни? (Ребёнок выходит к экрану и сообщает о последовательности развития бабочки при помощи схемы «Стадии развития бабочки».)
Воспитатель: Совершенно верно. Попробуйте изобразить превращение гусеницы в бабочку, а я вам помогу. (С детьми проводится физкультминутка «Превращения гусеницы».)
Этот странный дом без окон (Дети медленно поворачиваются вокруг себя.)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (Вращают согнутыми руками перед грудью.)
Дремлет гусеница в нём.
Не узнать её, друзья.
Стала куколкой она! (Приседают и соединяют ладошки под правой щекой.)
Спит без просыпа всю зиму, (Соединяют ладошки под левой щекой.)
Но зима проходит мимо – (Встают и выполняют взмахи руками вверх.)
Март, апрель, капель, весна… (Хлопают в ладоши на каждое слово.)
Просыпайся, сонюшка! (Потягиваются.)
Под весенним солнцем ярким (Рисуют двумя руками в воздухе солнышко.)
Ей теперь уж не до сна. (Грозят пальцем.)
Стала бабочкой она! (Бегут по кругу и машут руками-крыльями.)
Воспитатель: Как вы думаете, бабочки хотят, чтобы вы брали их в руки? (Дети высказывают свои предположения.)
Воспитатель: Чтобы правильно ответить, можно ли брать бабочку в руки, приглашаю вас в нашу лабораторию. Давайте рассмотрим, как устроено крыло бабочки. (Педагог демонстрирует слайд «Схема крыла бабочки», дети его рассматривают.)
Воспитатель: Крыло бабочки похоже на сетку. По краям его бахрома. Сверху крыло покрыто малюсенькими чешуйками, похожими на цветочную пыльцу. Они очень важны для полета бабочек, но увидеть их можно только в микроскоп. Мы с вами уже рассматривали в микроскоп готовый образец с кожицей лука, сегодня рассмотрим образец крылышка бабочки. (Педагог в присутствии детей кладёт предметное стекло с образцом крыла бабочки в микроскоп. Дошкольники рассаживаются перед экраном, на который выведено изображение крыла бабочки с микроскопа.)
Воспитатель: С помощью микроскопа нам видно, что чешуйки покрывают всё крыло бабочки как черепица. Они расположены в шахматном порядке и частично перекрывают друг друга. Помните, мы с вами делали крышу домика из черепицы? Такой покров из чешуек на крылышке помогает бабочке летать и защищает крылышки от перегрева и переохлаждения.
Пыльца на крылышках очень хрупкая. Если взять бабочку за крылья, то чешуйки остаются на пальцах. Бабочка, лишившись пыльцы, не сможет больше хорошо летать, и её подстерегает много опасностей. Вот какие удивительные у бабочки крылышки! (Дети рассматривают на экране крыло бабочки и делятся впечатлениями.)
Воспитатель: Скажите теперь, можно ли брать бабочку в руки? (Дети рассуждают, выстраивая цепочку предполагаемых дальнейших событий. Они приходят к следующему выводу: побывав в руках человека, бабочка становится беззащитной и легко может погибнуть.)
Воспитатель: Предлагаю вам сложить разных бабочек из частей. (Звучит аудиозапись «Звуки природы. Луг». Дети складывают бабочек и рассматривают их, называют их вместе с педагогом.)
Воспитатель: Теперь предлагаю разделиться на пары, чтобы украсить силуэты бабочек чешуйками из разноцветных стикеров. Договоритесь, как вы это сделаете. (Дети подходят к лежащей на сдвинутых столах полосе обоев и прикрепляют стикеры на силуэты насекомых так, чтобы они перекрывали друг друга.)
Воспитатель: Давайте вновь пройдём к нашей выставке. На ней есть фотография мохнатого мотылька. Посмотрите на него и подумайте, почему мотылёк мохнатый? (Дети рассматривают фотографию и высказывают свои предположения.) Предлагаю вам найти ответ вместе с родителями, и поделится с нами новыми знаниями.
Татьяна Васильева, воспитатель
МБДОУ Игринский д/с №10
п. Игра, Удмуртская Республика
- Комментарии