"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2018
Аквариум
Конспект НОД для детей подготовительной группы в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: показать возможности комбинирования при изображении разных техник.
Обучающие задачи: закреплять представления об аквариуме и его обитателях; учить изображать аквариум при использовании техник оригами, аппликации, рисования свечой и по-сырому.
Развивающие задачи: развивать чувство цвета, умение комбинировать цвета и оттенки, использовать разные изобразительные средства, инструменты и технические приёмы; развивать воображение.
Воспитательные задачи: воспитывать желание заниматься изобразительной деятельностью.
Оборудование: магнитофон.
Демонстрационный материал: аудиозапись музыки К. Сен-Санса «Аквариум» из сюиты «Карнавал животных»; 3 изображения разных аквариумов; схемы для оригами.
Раздаточный материал: свечи, акварель, кисточки № 5 и № 3, ёмкости с водой, бумага для акварели формата А4; цветная двусторонняя бумага 9х9 см.; полоски крепированной бумаги 15х4 см. разных тонов зелёного цвета, квадраты крепированной бумаги 4х4 см. разных оттенков серого и коричневого цвета, фломастеры, клей.
Предварительная работа: освоение техник рисования восковой свечой, тонирования акварелью по-сырому; экспериментирование для получения разных оттенков одного цвета; складывание бумаги в технике оригами по схемам.
Ход деятельности
(Дети собираются около педагога.)
Воспитатель: Послушайте и отгадайте загадку.
Там вода, и камни в нём,
Листья из песка растут,
Среди них жильцы снуют.
Дети: Это аквариум.
Воспитатель: Правильно, но как вы догадались?
Дети: В аквариуме есть вода, камни и песок. Листья – это водоросли, жильцы в доме – рыбки; а прозрачный он, потому что стеклянный. (Педагог размещает на доске изображения аквариумов.)
Воспитатель: Какой из аквариумов вам больше нравится? (Дети рассматривают картинки и делятся впечатлениями.) Аквариум – это очень красивое и завораживающее зрелище. Вы уже знаете, что нужно ухаживать и за обитателями аквариума, и сам аквариум поддерживать в чистоте. Иногда это занимает много времени. Сегодня мы с вами сможем сделать аквариум, который никому не доставит хлопот, а любоваться им можно будет каждый день. Как вы думаете, что нам для этого понадобится?
Дети: Можно нарисовать аквариум или сделать аппликацию. Нужны будут бумага и краски, клей, ножницы.
Воспитатель: Предлагаю совместить в одной работе и рисование, и аппликацию. (Дети проявляют заинтересованность.) Посмотрите на картинки и подумайте, с чего лучше начать работу?
Дети: С изображения фона.
Воспитатель: Почему нельзя начать с рыбок?
Дети: Они будут мешать изображать фон. Рыбки должны быть сверху фона.
Воспитатель: Как вы предлагаете сделать фон?
Дети: Раскрасить лист бумаги голубой краской. Это будет вода.
Воспитатель: Чтобы изобразить в воде на дальнем плане песок, камни и водоросли, можно воспользоваться свечой: нарисовать ею необходимые изображения, а затем нанести краску. Что получится?
Дети: Изображения останутся не закрашенными. Они будут видны, как будто сквозь воду.
Воспитатель: Если мы нанесём краску на смоченный водой лист, то изображение получится размытым, будет переливаться разными оттенками. Но из чего можно сделать камешки и водоросли, которые находятся ближе к нам? (Дети предлагают использовать крепированную бумагу.) Для водорослей мы скрутим её в жгутики, а для камешков свернём в комочки. Можно ли приклеивать водоросли и камешки к ещё не просохшему фону?
Дети: Нет. К мокрому листу плохо пристаёт клей; и краска может смазаться.
Воспитатель: Предлагаю вам заняться фоном, а пока он подсыхает, мы сможем сделать рыбок. Давайте разомнём пальчики и выполним гимнастику с массажными шариками. (С детьми проводится пальчиковая гимнастика. Обсудив с педагогом, как лучше расположить лист бумаги, дошкольники тонируют листы бумаги под музыку «Аквариум» К. Сен-Санса. При необходимости педагог оказывает детям индивидуальную помощь: он отвечает на уточняющие вопросы, напоминает приёмы рисования по-сырому, показывает их рукой ребёнка в воздухе, а также на своём листе бумаги.)
Воспитатель: Можно сделать разных рыбок. Некоторых мы с вами уже складывали. Посмотрите внимательно на эти схемы. (Педагог привлекает внимание дошкольников к лежащим на столе схемам для изготовления рыбок в технике оригами.) Выбирайте схемы, по которым вы сложите рыбок для своего аквариума. (Дети выбирают схемы и садятся за столы. Педагог уточняет у дошкольников, какой материал им понадобится для складывания рыбок.)
Воспитатель: При выборе бумаги подумайте, какие цвета сочетаются между собой, какие конфликтуют, а какие являются контрастными. (Дети выбирают квадратные заготовки из крепированной бумаги.)
Воспитатель: С чего начинается складывание любой из этих рыбок?
Дети: Надо сложить квадрат по диагонали в одном и в другом направлении. (Воспитатель предлагает детям приступить к изготовлению рыбок. В случае затруднения педагог оказывает дошкольникам индивидуальную помощь: он напоминает значения условных изображений, показывает приёмы складывания бумаги на своём листе, помогает выправить уголки поделки или выровнять её стороны. Уже сложившим рыбок детям педагог предлагает украсить поделки и изобразить недостающие детали с помощью фломастера. Из бумаги дошкольники делают водоросли, ракушки, камни и располагают их в аквариуме.)
Воспитатель: Как вы думаете, какие части рыбок лучше намазать клеем? (Детей подводят к выводу о том, что на объёмном изображении рыбки должны держаться достаточно крепко и приклеивать нужно только плоские их части, которые можно плотно прижать к фону.) Старайтесь расположить рыбок так, чтобы они не мешали друг другу и не запутались в водорослях. (Дети размещают рыбок в аквариумах и рассматривают получившиеся изображения.)
Воспитатель: Чьи рыбки получились самыми забавными? В каком аквариуме самое удачное сочетание цветов? Как удалось этого добиться? Где рыбкам тесно? Есть в аквариумах голодные рыбки? Как это получилось? (Дети отвечают на вопросы и обсуждают результаты полученных знаний.)
Ирина Мамаева, воспитатель
МБДОУ № 101, г. Ульяновск
- Комментарии